Лента режиссера Гэри Росса «8 подруг Оушена», выходящая в российский прокат на этой неделе, только по формальным признакам стоит в одном ряду с картинами про приключения соответственно одиннадцати, двенадцати и тринадцати друзей этого канонического персонажа, снятых в счастливые нулевые. На самом деле в фильме 2018 года нет ни интриги, ни напряженности действия, ни юмора, ни изобретательности, на которые поклонники франшизы имели полное право надеяться. Героини-авантюристки не смогли не только сказать и показать что-то новое, но и, вопреки эволюционной роли женщин, - даже сохранить традиции, которым положили начало блистательные Джордж Клуни, Бред Питт, Мэтт Дэймон и остальная компания.
Изучение состава задействованных актрис вызывает неудержимое желание немедленно забронировать билеты в ближайшем кинозале. Еще бы! В одном фильме блистают такие звезды, как Сандра Буллок, Кейт Бланшетт, Энн Хэтэуэй, Хелена Бонэм Картер и даже певица Рианна. Но на деле оказывается, что все эти селебритиз отсвечивают на экране фальшивым блеском - как драгоценности, которыми оперируют их героини.
«8 подруг Оушена» смотреть в хорошем качестве в зале кинотеатра, впрочем, как и онлайн в Интернете, где скоро наверняка, как обычно, появятся пиратские копии, - удовольствие сомнительное. Потому что вроде бы речь идет о фильме класса «А», но после просмотра четко понимаешь, что это - не «А», а ужасная халтура.
Собственно сюжет в авантюрных комедиях, а фильм «8 подруг Оушена» позиционируется именно так, не первичен. Имеет смысл не что именно, а как сделано. Поэтому канву ленты можно пересказать без мук совести. Отсидевшая сестра официально покойного Дэнни Оушена по имени Дэбби (Сандра Баллок), выйдя на свободу, сразу приступает к реализации плана похищения многокилограммового бриллиантового ожерелья на ежегодном Балу моды в Метрополитен-музее. К участию в деле приглашены ее закадычная подруга Лу (Кейт Бланшетт), пребывающая на дне карьеры кутюрье Роуз (Хелена Бонэм Картер) и, на первый взгляд, добропорядочная домохозяйка (Сара Полсон). Компанию им составят задуманные сценаристами ради этнического разнообразия (еще одни голливудский жупел!) ювелирщица-индуска (Минди Кейлинг), акробатка-китаянка (Аквафина) и афроамериканская хакерша Девятка (Рианна). Искомое ожерелье нужно было снять с шеи кинозвезды Дианы Крюгер, в роли которой выступила Энн Хэтэуэй.
На этом с персонажами по большому счету - всё. Оставшиеся действующие лица мужского пола не заслуживают даже упоминания имен задействованных актеров - настолько ничтожна их роль и в интриге и, как явно намекают создатели, в жизни. Они нужны либо для технического обеспечения дамских проказ, либо в качестве недалеких самцов, которым придется поплатиться за неуместный и недопустимый в наше толерантное время мачизм. Эти герои просто-таки ничто и зовут их никак. О, команда «8 подруг», состоящая из великолепных леди и «правильных» мужчин, покорных политкорректным веяниям времени, в полной мере указала на место всяким скотам, которым пришла пора в полной мере воздать за «харрасменты» и «абьюзы». Может, поэтому и в самом фильме царит та же скучная атмосфера, что и на паре последних оскаровских церемоний?
Беда, не осознаваемая создателями фильма, в том, что потенциально блистательные женские образы перестают быть таковыми с актуальной повесткой дня. Бриллиант без огранки - не бриллиант. Прекрасные дамы в окружении ничтожеств сами обречены на то, чтоб в итоге стать частью безликой биомассы. «Великолепную» восьмерку не спасает ни кутюр, ни отточенный, выверенный до последнего взмаха кисточкой макияж. Хотя надо признаться, что во время просмотра картины иногда удается забыть о том, сколько на самом деле «натикало» той же Сандре Буллок или Кейт Бланшетт. Впрочем, это уже «эйджизм», еще один непростительный грех, за который в силиконовом Голливуде также легко огрести по шее.
Какие-то попытки отойти от заданной канвы и проявить нечто, похожее на юмор, демонстрируют только Хэлен Бонэм Картер да Энн Хэтэуэй. Правда, в итоге модистка Картер всё больше походит на растрепанную куклу, которую в свое время усаживали на верх распаренного самовара. А вздорная и недалекая героиня Хэтэуэй остается в памяти сортирными приключениями, на чем и педалируется внимание зрителя значительную часть экранного времени.
Нет, конечно, сценарием предусмотрены и лирические страдания, и отсылки к оскорбленной женской природе, и даже превращение светской пустышки в диву, которой под силу просчитать всё, что происходит вокруг, и в конечном счете заставить банду авантюристок считаться со своей персоной. Но это настолько притянуто за уши, так нежизнеспособно и нелепо по сути, что не остается никаких сомнений: «брюлики» из фианитов - не самая большая фальшивка, предлагаемая зрителю за почти два часа неспешного, не интригующего, вялого действия. Достаточно сравнить с остальными лентами про Оушена. В которых почти всё, что происходит на экране, по крайней мере логически объяснено.
В итоге испытываешь неудобство за отличных актрис, которые в рамках бесполого голливудского мейнстрима оказались обезличенными и лишенными проявлений присущего им таланта и мастерства. А ведь когда-то, в проклятый век гендерного угнетения и повсеместного лапанья за фасадом фабрики грез, в сверхсамцовых «Друзьях Оушена» у Джулии Робертс и Кэтрин Зеты-Джонс получилось с легкостью переиграть многих своих коллег безо всяких скидок на домогательства и попранные права женщин. И зря бахвалятся авторы новой картины, что им удалось договориться с Метрополитен-музеем о проведении съемок в реальных декорациях. Не стоила эта игра таких усилий. Никакая изворотливость не поможет возвести крепкий замок на песке. Невозможно повторить оглушительный успех первопроходцев, зайдя в ту же реку и только просто поменяв «М» на «Ж».
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»