Не только топорные российские киноподелки проваливаются в прокате. Хорошие, серьезные - и притом интересные! - отечественные фильмы, пытающиеся пробиться в кинотеатры, проваливают сами киносети. Именно так произошло сразу с тремя российскими картинами - «Бык», «Последнее испытание» и «В Кейптаунском порту», которые вышли на экраны почти одновременно, в конце августа. В чем причина этого провала?
Схема, сложившаяся в российском кинопроизводстве, выглядит так: Фонд кино выделяет субсидии на новые ленты по невнятным сценариям, серые режиссеры снимают умопомрачительную скукотень, а молодой зритель, составляющий основную часть посетителей кинотеатров, с охотой отправляется на очередной заокеанский блокбастер. Отечественные фильмы спросом не пользуются, зато со сметами, бюджетами и бухгалтерскими отчетами у чиновников и киношников всё в ажуре.
Но иногда система, внедренная бюрократами и бездарностями, сбоит. Все-таки несмотря ни на что, в России еще остались профессиональные режиссеры и актеры, которые вопреки всему умудряются выдавать качественный, а то и превосходный продукт. Порой даже искусство - от чего мы вообще отвыкли.
А ведь еще два десятка лет назад всё было по-другому. Молодой, даже откровенно юный зритель, не представляющий себе похода в кинотеатр без попкорна и литровой бутылки колы, прибыль от продажи которых и составляет львиную долю владельцев мультиплексов, не всегда был таким тиражированным персонажем. Особенностью советского и раннего постсоветского пространства являлся весьма достойный культурный и общественный уровень развития среднего индивида. Наши люди привыкли ходить в кинотеатры без оглядки на возраст - лишь бы кино показывали достойное. А оно таким тогда и было. Если драма - то находилось, над чем подумать и о чем сопереживать. Если приключения или комедия - то со светлыми чувствами и по-настоящему правильными героями. Никаких сортирных хохм или героев-упырей и извращенцев.
Новые времена - совсем другие фильмы. И когда в афише можно вдруг заметить крепкую, да еще российскую работу, казалось бы, радуйся, да отправляйся за билетом. Но не тут-то было. Повстречаться с многообещающей новинкой совсем непросто. Даже если объявлен всероссийский прокат.
Дело в том, что на практике российская продукция не может рассчитывать более чем на пятьсот копий на все кинозалы страны. И это - в лучшем случае! Обычно прокатчик ограничивается 200-300 копиями - в том случае, если в титрах есть более-менее громкие имена. Исключением являются немногочисленные спортивные драмы, там можно и до 1400 копий дотянуть, как это было с «Движением вверх». Обычная же практика - 50-70 отпечатков фильма. Смотри - не хочу! И, разумеется, никакой оглядки на какое-то нравственное или драматургическое наполнение, о чем вы?
Но если они и есть, эти вожделенные 300-500 копий, то прокатываются они далеко не в самых «проходных» местах. Всё делается как специально для того, чтобы умное кино не нашло своего зрителя. Примеры - вот они, под рукой.
В течение июля, когда в городах оставалась масса студентов и тех отпускников, которым оказался недоступен выезд на моря и в дальние страны, в прокат не вышла ни одна российская кинопремьера. Ни одна! Сезон благоволил к проведению досуга вне дома, в том числе и к вылазкам в кинотеатры. Но поляна была отдана исключительно заокеанской продукции с говорящими названиями: «Как отмыть миллион», «Вельзевул», «Страшные истории для рассказа в темноте», «Семь социопатов». Безусловными хитами стали тарантиновский фильм «Однажды в… Голливуде» и киноиллюстрация видеоигрыAngryBirds-2 - вот где разгулялся копировальный станок кинопрокатчиков, выдавший залп из 3000 копий!
А в конце августа, когда все нормальные люди были заняты интенсивными сборами детей в школу и подготовкой к учебному году в вузах, и которым не до культпоходов, прокатчики выпустили на экраны сразу три достойные российские картины. Так и в хорошие времена не бывает - и вот нате!
Лента Бориса Акопова «Бык» посвящена сложным девяностым годам, наложивших тяжелый отпечаток и на историю страны, и на подавляющее большинство всех нас. Фильм Александра Велединского «В Кейптаунском порту» с участием Юрия Кузнецова и Владимира Стеклова прямо адресован зрителям среднего и старшего возраста и рассказывает о фантастически невозможных, но реальных событиях, связавших воедино и послевоенный Советский Союз, и те же девяностые с печально знаменитой президентской кампанией 1996 года. Наконец, картина Алексея Петрухина «Последнее испытание». Недавно все взахлеб обсуждали американский сериал «Чернобыль» и пеняли отечественным кинодеятелям - почему они обходят животрепещущие и больные российские темы? А вот он, именно такой сюжет: пришедшие на премьеру мюзикла зрителя стали заложниками. Всё - по мотивам трагедии «Норд-Оста». Актерский состав - сплошь звезды: Ирина Купченко, Ирина Алферова, Андрей Мерзликин, Алиса Гребенщикова. Что еще нужно для привлечения зрителей и кассового успеха? Много чего. Массированная рекламная кампания. Удобное расписание. Продуманная роспись по кинозалам. По факту в случае с этими российскими фильмами не было ни одного, ни другого ни третьего.
В Санкт-Петербурге «Последнее испытание» идет на 19 экранах из более чем 180-ти существующих, тот же показатель - у ленты «В Кейптаунском порту». «Быку» - полегче: ему достались аж 27 кинотеатров. В центральных районах города эти ленты увидеть либо невозможно, либо это преимущественно дневные сеансы в нишевых местах типа киноцентра «Родина». Залы в основном маловместительные, которым далеко по удобствам и оснащению до навороченных аймаксов и иже с ними.
Результат предсказуем: по итогам кассовых сборов в России на уик-энд 29 августа - 1 сентября отечественные ленты не входят даже в десятку первых показателей. Например, «Бык» собрал 3,5 миллиона рублей, а на создание картины ушло 38 миллионов. «Последнее испытание» заработало 1,5 миллиона рублей при 70-миллионном бюджете. Эпический провал настиг ленту «В Кейптаунском порту» - 0,7 миллиона рублей при бюджете в 120 миллионов и еще 30 миллионах, потраченных на рекламную кампанию. Тут о прибыли не стоит даже говорить - выйти бы на окупаемость. Хотя и это, похоже, невозможно. При том, что картины, повторимся, - достойные.
В то же время продолжают победное шествование по кинотеатрам России и «Однажды в… Голливуде», и пресловутые злые птички, и очередной эпизод саги о бесстрашном американском спецназовце «Падение ангела». Сборы переваливают за 500 миллионов рублей, а тарантиновский хит уже заработал в нашей стране миллиард. О какой российской киноиндустрии мы говорим?
При абсолютно неподконтрольном общественному регулированию прокате такое положение дел абсолютно естественно. Владельцы киносетей и дальше будут делать ставку на интеллектуально неразвитый, но охочий до массового потребления кинокомиксов в качестве «зрелищ» и попкорна в качестве «хлеба» контингент. А властители нашей киноиндустрии будут отдыхать от трудов праведных, отмечая на бюджетные средства столетие ВГИКа в… Каннах, как это случилось на днях.
И все они будут старательно игнорировать тот факт, что нам просто нечего показать на проходящем в эти дни 76-м Венецианском кинофестивале. Но Россия на авторитетнейшем киносмотре всё же представлена. Точнее, Советский Союз: отборщики фестиваля включили в программу «Венецианская классика» «Калину красную» Василия Шукшина. Ее и будут смотреть европейские киноманы. Но что же будем смотреть мы?
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»