ПМЭФ-2018, проходящий в эти дни в Петербурге, приносит и культурные плоды. Именно в рамках форума в Михайловском дворце Русского музея открылась выставка русских икон из коллекции итальянской банковской группы «Интеза Санпаоло» (Intesa Sanpaolo). И подобный пример участия бизнеса в сохранении культурного наследия должен стать показательным. Так считают присутствовавшие на открытии выставки директор Русского музея Владимир Гусев, посол Италии в России Паскуале Терраччано и председатель совета директоров банка Антонио Фаллико.
Спасенные в 90-е
Высокие итальянские гости прибыли в Русский музей неслучайно - эта страна давно и плодотворно с ним сотрудничает. Уже шесть лет итальянцы поддерживают проект «Императорские сады Государственного Русского музея». Надеются в музее и на дальнейшее сотрудничество. Которому, как сказал Владимир Гусев, «не могут помешать никакие санкции». Потому что русское искусство востребовано в Италии, а итальянское - в России. Так, например, в прошлом году Русский музей проводил в Болонье выставку, посвященную столетию Октябрьской революции, и ее посетили более восьмидесяти тысяч человек.
О пользе такого сотрудничества говорил и посол Италии в России Паскуале Терраччано. А банкир Антонио Фаллико объяснил, почему именно иконы стали основой коллекции русского искусства.
«Искусство по своей природе интернационально, но имеет и ярко выраженные национальные особенности, - сказал он. - Русская икона развивалась по общим канонам православия, но при этом на протяжении веков приобрела неповторимые черты. Когда говорят о русском изобразительном искусстве, то мне, не искусствоведу, сначала приходят на ум именно иконы».
Видимо, иконы вообще ассоциируются на Западе с Россией. В Италии, например, собрано около четырехсот русских икон, часть из которых выставлена в палаццо Леони Монтанари в Виченце. Интересно, что собирать их там начали в середине 90-х. Именно тогда из России массово вывозились, разворовывались и становились объектами спекуляции шедевры живописи и иконописи. Отечественным бизнесменам в те годы было не до искусства, а вот итальянские решили приостановить этот процесс и превратить «товар» в музейные экспонаты. И сегодня экспозиция музея в Виченце представляет собой крупнейшее в Европе собрание русских икон, самые ранние из которых датированы XIII веком. Особое освещение и звучащая православная музыка создают в палаццо уникальную атмосферу, близкую к церковной.
Умиротворение и задумчивость
Правда, в Петербург в этот раз привезли всего три иконы XV века. Одна из них - уникальная. Предположительно созданная в Новгороде в конце XV века икона «Первый Вселенский Собор в Никее» настолько мала, что икон такого размера нет даже в богатейшей коллекции Русского музея. При этом на площади менее тридцати квадратных сантиметров иконописцам удалось изобразить «густонаселенный» сюжет, в котором есть место и многочисленным участникам Собора, и Петру Александрийскому, и умирающему еретику Арию. В целом же икона олицетворяет торжество единства и догматической целостности христианства.
К концу XV века относят искусствоведы и икону из Вологды «Пять праздников и святые», на которой тоже можно увидеть два десятка персонажей. Икона разделена красной обводкой на шесть частей, в пяти из которых изображены сцены из двунадесятых праздников: Крещения, Воскресения, Вознесения, Рождества Богородицы и Успения, а в шестой - святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский и преподобный Сергей Радонежский.
И самая характерная для этого периода икона - «Рождество Христово». Представлен на ней момент общей сосредоточенной молитвы, вызванной раздумьями о пришествии Спасителя, когда персонажи находятся в состоянии умиротворения и задумчивости. Именно такой атмосферой проникнуто большинство русских икон XV века.
По поводу того, как оказались эти шедевры за границей, наверное, можно провести целое детективное расследование. Но сегодня главное, что они не пропали бесследно, не осели в закрытых частных коллекциях и увидеть их может каждый. Кстати, коллекционированием русского искусства итальянцы не ограничиваются, они занимаются реставрацией, а также экспонируют произведения наших мастеров по всему миру, таким образом его пропагандируя.
И в Русском музее очень рассчитывают, что в ближайшее время мы увидим и остальные экспонаты из итальянского собрания.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»
Фото автора