Очередями в Русский музей никого не удивишь. Мраморный дворец, который является частью музея, похвастаться таким количеством желающих ознакомиться со своими экспозициями не может. Возможно, потому, что в основном упор здесь делается на современное искусство, а оно - на любителя. С другой стороны, все же рвутся увидеть «Черный квадрат» Малевича, так почему бы не посмотреть и на его «младшего брата» - «Надкушенный черный квадрат», который теперь тоже будет находиться в Русском музее. Это подарок музею написавшего картину художника с романтическим именем Сергей Дождь, выставка работ которого открылась в Мраморном дворце.
Кто укусил квадрат
Такая вот закономерная история - дождь на улице, Дождь в музее. И семьдесят его работ, две из которых - тот самый «Надкушенный черный квадрат» и еще «Темный абстрактный крест» - теперь станут собственностью Русского музея. Все остальные картины можно будет видеть всего лишь месяц - до конца августа. Потом дождь останется только на улице…
Чем же так привлекли музейщиков работы именно Сергея Дождя, ведь абстрактной живописью занимаются тысячи художников? Но в том-то и дело, что занимаются они именно живописью - Дождь же пошел дальше: он придумал свое направление в искусстве, которое назвал «сайарсизм» - наука о внутреннем художественном пространстве. То есть ему показалось мало просто нарисовать картину и как-то загадочно ее назвать, что делает большинство современных абстракционистов, а некоторые так и названиями не озадачиваются - просто присваивают своим работам номера. Дождь попытался обосновать и объяснить, что же в конце концов означают все эти квадраты, кружки и треугольники, придать их взаимодействию какой-то смысл. Причем придумал и стал применять свою теорию на практике художник всего лишь два года назад - и сразу такой успех: выставка в знаменитом музее и последователи по всему миру. Вот что значит правильно выбрать нишу для творчества.
Так что теперь все геометрические фигуры на его картинах существуют не сами по себе, а выполняют сверхзадачу. Треугольник становится символом интуиции, круг - символом эмоций и чувств, и когда, например, эти фигуры соединяются на картине, то и получаются те самые надкушенные углы, а иначе - погружение чувств в интуицию. Отсюда такое количество картин с «надкушенными» квадратами, треугольниками и крестами. Последние Дождь особенно любит изображать, что, кстати, охотно делал и Малевич, правда, последний их не «надкусывал». Но перекличка мастеров налицо. Так же как и с Леонардо да Винчи - он один из немногих художников, кто тоже придумывал художественные теории и обоснования произведений искусства. Хотя с его-то картинами как раз все понятно. Тем не менее - такие у Дождя предшественники.
Как доказать формулу Бога
Что, впрочем, не делает его теорию доступной с налету. В ней надо долго разбираться, и, может, тогда высший смысл откроется и рядовым посетителям выставки. Пока же на церемонии открытия выставки у некоторых картин разворачивались настоящие баталии с участием художника, который пытался объяснить, что же он все-таки хотел сказать той или иной работой. Особенно всех интересовала «Формула Бога», состоящая из разноцветных и разноформатных кругов, находящих друг на друге и исписанных какими-то формулами. Видимо, предвидя вопросы, автор написал краткую аннотацию к картине: «Если Бог есть, то есть и эти формулы. Другое название этой картины - «Физика будущего». Всё, что будет, - мы. Законы мира - законы нашего Пси». После прочтения легче, если честно, не стало. Поэтому дискуссии около «Формулы Бога» были особенно жаркими. Кажется, кто-то что-то даже понял.
В любом случае желающим полностью погрузиться в творчество Сергея Дождя стоит ознакомиться с его теорией заранее. Остальным поклонникам абстракционизма вполне достаточно просто увидеть его картины, которые радуют цветовой гаммой и четкостью линий. А незаурядный талант рисовальщика вовсю проявляется в работах Дождя, созданных и до его увлечения сайарсизмом. Также на выставке представлена расписанная художником посуда, которая очень напоминает агитационный фарфор первых советских лет. И кульминацией экспозиции является «Темный абстрактный крест», светящийся в самом дальнем углу музейного зала. Который, кстати, не так темный, как красный и к тому же его никто не «надкусил». Почему - желающие могут разобраться.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»
Фото автора