В кульминационный период петербургских белых ночей на Новой сцене Мариинского театра взошли главные звезды одноименного фестиваля, учрежденного Валерием Гергиевым. В Мариинке впервые поставили оперу Франческо Чилеа «Адриана Лекуврёр». В заглавной партии дебютировала Анна Нетребко. Компанию ей составили тенор-супруг Юсиф Эйвазов и харизматичное меццо Екатерина Семенчук.
Понятно, что стоимость билетов сразу же взмыла в бесконечно высокое летнее петербургское небо: дешевые места за 4 000 рублей исчезли уже на старте продаж. Зазевавшиеся поклонники таланта русской оперной дивы угодили в ценовой диапазон от 12 000 до 20 000 рублей за билет.
Так ли дорого высокое искусство для народа? Проведем анализ цен. Анна Нетребко представила в родном театре абсолютно новую для себя партию. Это большая привилегия, которой удостаиваются зрители только самых статусных площадок - Метрополитен опера, Опера де Пари и очень немногих других. С другой стороны, Анна Юрьевна не просто так вошла в свежий образ, приступить к которому, по ее собственному признанию, не решалась в течение аж десяти лет. Плодами упорного труда певица уже этой осенью воспользуется в Венской Штаатсопер: 9 ноября здесь состоится премьера своей «Лекуврёр» в постановке известнейшего шотландского режиссера Дэвида МакВикара. Сейчас на сайте театра к приобретению предлагаются билеты в пересчете по актуальному курсу от 1000 до 15 000 рублей (15 - 228 евро).
Но питерский ценник вовсе не является потолочным. В минувшем октябре русское сопрано номер один дебютировала в Большом: самые дешевые билеты в ярусы на «Манон Леско» начинали отсчет от 14 000 рублей. За места поприличнее на официальном сайте просили от 25 000 рублей, но и они сразу же закончились. Остались у перекупщиков, который обозначили свой уровень финансовых притязаний: 70 - 100 тысяч. И в итоге преуспели - ближе ко дню представлений и по такой стоимости билетов было не сыскать.
Понятно, что в любом случае посещение подобных премьер - удел не столько ценителей жанра, сколько статусной тусовки, участники которой всегда рады обменяться приветственными улыбками под аккомпанемент сладкоголосой звезды. Для московского бомонда питерское выступление Нетребко - и вовсе дисконт, который так удобно совместить с кратким визитом в бывшую культурную столицу.
В ожидании несколько затянувшегося начала представления публика коротала время в буфете за шампанским и нечеловеческого размера эклерами. Следящие за фигурой курили в петуниях у входа. Здесь было особенно заметно, как изменился дресс-код по сравнению с прошлогодними летними выступлениями Нетребко в Мариинском. Кавалерам в любом случае уготовано щеголять в дорогих костюмах, а вот дамы стали выглядеть гораздо демократичнее: вечерних платьев в пол было видно меньше, украшения стали изящней, бриллианты - деликатней. Несколько слушательниц вместо платьев облачились в нечто, напоминающее трико, покрытое сверху прозрачной газовой накидкой. Отчего стразу стали напоминать героиню Мерил Стрип из черной комедии 1992 года «Смерть ей к лицу».
Собственно об «Адриане Лекуврёр». Опера Чилеа не обрела признания в качестве шедевра, но ее литературная первооснова - пьеса Эжена Скриба - стала вехой в истории русского театра. В роли Адрианы блистала Алиса Коонен, супруга и муза основателя и руководителя московского Камерного театра Александра Таирова. Этот же спектакль труппа театра успела сыграть напоследок, перед тем, как в 1949 году Камерный прихлопнули за чуждость идеологии.
Сюжет оперы клюквенный, происходит в 1730 году и повествует о несчастной участи актрисы «Комеди Франсэз» Адрианы Лекуврёр, подруги Вольтера и возлюбленной французского военачальника герцога Мориса Саксонского. Адриана не поделила мужчину с принцессой де Буйон, за что та и отравила ее с помощью букетика фиалок. Впрочем, в последнее время знатоки тех времен склоняются к мысли, что принцессу Буйонскую оклеветали, а причиной смерти известной актрисы стала кишечная инфекция.
Спектакль создала французская команда во главе с бывшим архитектором, а ныне оперным режиссером и сценографом Изабель Парсьо-Пьери. Француженка, уже сотрудничавшая с Мариинским (в 2002 году она отвечала за сценографию оперы «Турандот», а четырьмя годами позже поставила «Паяцев»), взяла с собой в Петербург художника по костюмам Кристиана Гаска и художника по свету Пьера Дюпоэйя. Вместе они сделали ровно то, что необходимо в случае, если и за дирижерским пультом, и на сцене находятся исключительно звезды. Никакой режоперы, никакого покушения на первичность музыки и голосов. В качестве немногих шалостей можно отметить разве что уморительного крокодила, которого изображает массовка на званом вечере, и головные уборы странной толпы в виде ваз с цветами, ананасов и прочих экзотических фруктов.
В музыкальном плане к «Адриане» не придраться: события такого уровня петербуржцы могут видеть и слышать только несколько раз в году и только в Мариинском театре. Оркестр Валерия Гергиева звучал идеально. Сама Анна Нетребко приехала в Петербург отнюдь не впритык к спектаклю - репетиции шли интенсивно. Это оказалось благом как для спектакля, так и для самой Нетребко, которая успела за время пребывания на невских берегах с головой окунуться в питерский сезон. «Инстаграм» звезды изобилует снимками, на которых певица с мужем, сыном Тьяго и подругами вкушает простые радости обычного человека: Анна в Петергофе, Анна на речном трамвайчике, Анна и мороженое, Анна и кукурузные палочки.
Но вернемся на сцену. Нетребко выдала залу то, за чем он и пришел. Ее голос звучал божественно, первая же ария Io son l’umile ancella сорвала бурные аплодисменты - что уж говорить о финале. Смешной момент: Анне приходится пережить в спектакле сцену своего наставника Мишонне (Алексей Марков). Пока тот пропевает свою арию Ecco il monologo…, Нетребко в образе Адрианы стоит на сцене перед своей невидимой публикой, принимая картинные позы и делая романтические жесты в течение нескольких минут. Манерность эпизода зашкаливает, мизансцена откровенно дурацкая.
Злые околооперные языки после бракосочетания Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова погнали было волну на предмет того, что звездная жена активно пиарит своего не такого талантливого муженька. Петербуржцы, получив возможность впервые услышать азербайджанского тенора вживую в приличном зале, а не на уличном балагане, перевели дух - Эйвазов хорош. Очень хорош. Дуэт с Адрианой заворожил публику. Кроме того, было видно, что эти двое любят друг друга не только в пределах контракта на новую постановку: главных героев просто засасывало друг в друга. Не обошлось и без альковностей - но в меру.
И, конечно же, Екатерина Семенчук. Ее принцесса Буйонская - мощный образ, с куда большей внутренней драматургией, чем сама Адриана. Ее исполнение выходной арии Acerba voluttà... O vagabonda stella d’Oriente просто впечатало своей мощью слушателей в кресла. В общем, хвалить исполнителей гораздо труднее, чем ругать. Все большие молодцы - включая главных героев, уже упомянутого Алексея Маркова, Владимира Феляуэра (принц де Буйон), Александра Михайлова (аббат де Шазей) и хористов.
Но момент написания этого материала еще оставалось несколько билетов на показ «Адрианы Лекуврёр» 21 июня во все том же премиальном составе. По 20 тысяч. Что сказать - налетай, торопись…
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»