«Звезды белых ночей» приблизились к кульминации в строгом соответствии с астрономическим календарем. Анна Нетребко дебютировала в Мариинском театре в партии леди Макбет. Владислав Сулимский в роли супруга кровавой героини также довел зрителей до образцового безумия.
Как и на любом масштабном фестивале, наибольшее внимание посетителей «Звезд белых ночей» обращено на самый главный спектакль. Статус, понятное дело, неофициален - но очевиден. Можно опираться на два основных критерия: пересуды оперно-балетной публики и стоимость билетов. В последние годы совокупность этих факторов однозначно свидетельствует: когда поет Нетребко, тогда в Петербурге и царский день.
Воспитанница Мариинского театра, а ныне главная дива мировой оперы, трижды открывавшая сезон в Метрополитен-опере и блистающая на главных музыкальных площадках мира, не забывает родную сцену. Пусть хоть раз-два в сезон, но доезжает до невских берегов. Правда, с тех пор как звезда начала сотрудничать с Большим театром и Московской филармонией, петербургская монополия на Нетребко в пределах России пошатнулась. Посетители Большого театра могли насладиться выступлением Анны Юрьевны в партии Манон Леско, а за билет на февральское выступление в Концертном зале имени Чайковского, где прима блистала вместе с супругом, тенором Юсифом Эйвазовым, просили до 150 тысяч рублей. Исполнительница даже в сердцах пригрозила организаторам, что в будущем откажется петь в Москве, если стоимость билетов превысит сто тысяч. Так что петербуржцы должны радоваться, что у нас можно гораздо «бюджетнее» прикоснуться к прекрасному: самые дорогие билеты на «Макбет» в царскую ложу исторической сцены Мариинского театра стоили 36 тысяч. А наиболее расторопные зрители смогли даже подкараулить билеты на третий ярус всего за 7 тысяч рублей.
В любом случае, какова бы ни была цена вопроса, выступления Нетребко в родных пределах - маркер для самоощущения уважающего себя петербургского театрала: ты либо был на ее выступлении, либо нет. И дело не только в исключительных вокальных данных певицы. Несмотря на всю звездность и статус небожительницы, Нетребко понятна для «широких масс». В мифологии Анны Юрьевны есть всё, что могло бы появиться в сериале федерального телеканала: мытье полов в родном театре, упорная работа начинающей исполнительницы, кульбит на сцене с демонстрацией зеленых трусов в горох (почему, кстати, до сих пор не налажено их производство под фирменным лейблом?), танцы босиком на Зальцбургском фестивале, непростая история союза с другой мировой звездой Эрвином Шроттом, трогательное материнство, обильная жатва лавров везде, где только возможно - и новая страстная любовь с азербайджанским тенором Юсифом Эйвазовым.
Добавьте сюда потрясающую самоуверенность и витальность. Перед первым выступлением Нетребко на сцене Ла Скала в «Доне Жуане» (кстати, опять почетное открытие сезона!) интеллигентнейший Святослав Бэлза предположил, что сердце певицы трепещет от волнения перед взыскательной итальянской публикой. «Нет, не трепещет. Чего ему трепещать?» - возразила Нетребко. И тут же на вопрос о планах на предстоящие новогодние торжества поделилась сугубо частным - в Краснодар, мол, поеду. Будем с подружками салаты рубать.
А эта любовь к кукурузным палочкам и докторской колбасе. И еще пляс под «Калинку» в цветастом платке на Красной площади в честь мундиаля. Русский артефакт в гардеробе Нетребко счастливо сочетается с дизайнерскими нарядами расцветки «вырви-глаз», в которых дива безмятежно щеголяет на фоне лондонских пейзажей. А еще в том же Лондоне всё счастливое семейство Анна - Юсиф - сын Тьяго, как простых смертных, согнали с мест, так и не дав посмотреть детский мюзикл. После всего этого не может быть никаких сомнений: Анна - понятная, близкая, своя. Почти как Пушкин.
Вот почему любое появление народной солистки в Мариинском или Большом нечто большее, чем выступление в Вене, Париже или Нью-Йорке. И «Макбет»-2018 это подтвердил в полной мере.
Постановка Дэвида Мавикара мрачная, макабрическая, безысходная. Оркестр под управлением маэстро Гергиева рисует сдавливающее сердце музыкальное полотно - ничего светлого в этой опере нет. Нестройный хор ведьм в начале заставил насторожиться и недоумевать: от Мариинского театра ждешь гораздо большего. К счастью, это был единственный огрех представления - во втором отделении нечисть звучала дьявольски прекрасно. Что уж говорить о ведущих солистах.
Юсифу Эйвазову в партии Макдуфа досталась по сути одна большая ария. Глубокий голос исполнителя звучал в восточной эмоциональной традиции и порой при всей экспрессии был таким бархатным, что можно было вообразить себя у роскошного лампового радиоприемника - и это комплимент без подковырок. Михаил Петренко был ожидаемо хорош в образе Банко - без особых откровений, но с неубиваемым мастерством. Анна же Нетребко как зашлась в шквале эмоций с самого первого появления, так и пронеслась галопом сквозь всю оперу. С тем, чтобы бескомпромиссно и даже трогательно явить свой кровавый персонаж в сцене безумия, во время которой в зрительном зале даже стало меньше воздуха.
Еще более лестные слова можно адресовать исполнившему заглавную партию Владиславу Сулимскому. Неизвестно, кто в итоге оказался на сцене более безумным - Макбет или его жена. Мариинский баритон без видимых усилий выступил на уровне своей звездной партнерши.
«Вот так на наших глазах становятся солистами мирового уровня», - резюмировал в приватной беседе с корреспондентом «Интересанта» оперный специалист из конкурирующего с Мариинским театра. И такая оценка справедлива. Вполне возможно, что в будущем к фактору Нетребко добавится фактор Сулимского и, возможно, других российских солистов, которые укрепят наши национальные позиции в оперном мире и культурной вселенной в целом - на фоне очень непростой для нашей страны ситуации в других сферах.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»
Фотографии предоставлены пресс-службой Мариинского театра. Автор фото - Наташа Разина