На экраны страны вышел эротически-героический шпионский триллер Люка Бессона под названием «Анна». Французский режиссер сделал ставку на российский кастинг во главе с обольстительной магаданской красавицей Сашей Лусс и - прогадал: вдобавок к неизбежной для такого рода лент развесистой клюкве добавились и крайне неудачные актерские работы. Если еще кто-то из французского окружения мог подсказать создателю «Анны», что не стоит путать коммерческие и личные мотивы при выборе «звезд», то откуда бы Бессону знать, что провальная политика в области кинопроизводства в России породила на свет массу ходульных актеров с симпатичными мордашками и полным отсутствием хоть какого-нибудь профессионализма. Словом, «Анна» была обречена с самого начала.
Ну что тебе сказать про Магадан?
27-летнюю блондинку Сашу Лусс сейчас принято именовать «новой музой» маститого режиссера. Спору нет - Люк Бессон, конечно, маститый деятель, но свое чутье он где-то растерял. Провалились в прокате и высокобюджетный фантастический «Валериан», и многочисленные приключения «Артура», и только что спродюсированный Бессоном несчастный «Курск». Нечего и говорить о повторении успеха таких хитов, как «Леон», «Пятый элемент» или хотя бы очаровательной саги про секси-шпионку «Никита» образца 1990 года. Хотя именно в эту эпоху отсылает зрителя новая «Анна».
С «Никитой» у новой киноленты вообще много общего. В обоих случаях нам рассказывают историю опустившейся девицы, которую подбирают спецслужбы и превращают в идеальную машину для убийств. В принципе, серьезное отличие одно: Сашу Лусс нельзя даже близко поставить рядом с исполнительницей роли Никиты Анн Парийо. Результат - как если бы в варенье плеснули уксуса вместо сахара. Но россиянку вряд ли можно осудить за стремление выбиться в люди. Ведь она - продукт, рожденный в очень суровых условиях.
Как ни странно, Лусс - настоящая фамилия девушки. Ее мать постаралась сделать всё, чтобы вытолкнуть дочь из магаданской атмосферы. В частности, записала ее в модельное агентство - уже с 13 лет Саша трудилась на ниве гламура.
Без везения не обошлось: одну из фотосессий увидел сам Лагерфельд и заключил контракт. Ну а потом девушка сошла с подиума на кинодорожку Трезво оценивая свои творческие возможности, Лусс на всякий случай сейчас слушает курс истории литературы не где-нибудь, а в Кембридже. Так что вполне возможно, что бывший магаданский ребенок в будущем станет претендовать на звание интеллектуальной величины.
Многострадальный СССР с банкоматами и мобильниками
Ну а пока Саша Лусс - советская шпионка. Конечно, впоследствии перевербованная ЦРУ, отрекшаяся от принадлежности к «империи зла» и крушащая головы и ребра бывших соратников.
Советский Союз эпохи развала, показанный в картине, - дивный фантастический мир. В нем фигурируют… банкоматы, ноутбуки и мобильные телефоны. На фоне такого невиданного изобилия гаджетов нам показывают наркоманку, зарабатывающую на жизнь продажей матрешек и мечтающую служить во… флоте - о чем она и отправляет заявление в неведомо какие органы. Но у родины свои планы на Анну: ее завербовывает (и позже спит с нею) куратор из КГБ, которого играет Люк Эванс.
Дальше - как всегда. Анна становится слугой двух господ, внутренне стремясь к миру во всем мире. Демонстрирует модную бисексуальность, причем эти физиологические поползновения распространяются не только на некую французскую спутницу главной героини, но и на ее второго куратора из КГБ, Ольгу, которую с откровенным стебом играет оскароносная Хелен Миррен, она же Елена Миронова. Возможно, именно русское происхождение позволило осознать Миррен всю нелепость и истории, и сценария, которые можно было исправить только лишь нарочитым комикованием. Суровой матроне придают настолько людоедский вид, что возникает ощущение дежавю. Сначала грешишь на образ полковника советской разведки Розы Клебб из ленты «Из России с любовью», которая убивала идеологических противников ножом, запрятанным в подошву. Но после наступает озарение - ба, да это же Мымра из «Служебного романа»! Даже невыносимо гнусные очки словно сняли с персонажа Алисы Фрейндлих.
На закуску - еще одна бытовая деталь. Одним из первых заданий Анны становится смертоносная потасовка в помпезном советском ресторане. На стеклянной двери можно разобрать аутентичное название этого очага досуга - «Главпивторг». О, Россия, как понять тебя?
Саша Петров как явление и диагноз
Но, конечно, одной госпожой Лусс русская диверсия против Люка Бессона в частности и мирового кинематографа в целом не исчерпывается. В списке актеров есть еще несколько русских фамилий, которым уготовлено просиять на экране с карикатурно-дежурными репликами и образами, не имеющим ничего общего с системой Станиславского. Но главный след российского кино в «Анне» оставил самый кассовый, самый любимый и тиражируемый продюсерами актер российской современности - Александр Петров.
Завоевание еврорынка Петров начал пусть с не главной, но запоминающейся своей банальностью роли. Он играет гопника, мужа Анны, который пытается вскрыть тот самый мифический банкомат родом из конца восьмидесятых. А также бьет несчастную супругу и измывается над ней, воплощая так востребованный современным социумом образ домашнего насильника и сексиста. Абьюз чистой воды, как с восторгом выразились бы феминистки различной гендерной принадлежности.
Господин Петров в этой ленте, как и во всех других, отмеченных его присутствием, продолжает бесславную традицию всегда одинаковых актеров, идущую еще из тех самых советских времен. Наиболее яркие представители такой творческой закостенелости: Ада Роговцева, Наталья Фатеева, Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте, Константин Хабенский и прочая. Александр Петров - плоть от плоти этого цеха: если на нем кожаная куртка - это полицейский с Рублевки, плащ-летучка - Гоголь, спортивные штаны - уличная шпана. Но других смыслоразличительных признаков нет.
«Ваши сто долларов - это всегда сто долларов», - горделиво возвещала много лет тому в телероликах Федеральная система США, успокаивая жителей бывшего СССР, взволнованных редизайном заветных купюр. Так обстоят дела и с российскими звездочками, раскрученных дельцами по освоению отечественного кинобюджета, требующими от своих источников заработка не мастерства и шлифования игры, а просто ходить туда-сюда в кадре и призывно отсвечивать. Только порядок суммы поменялся - сотней долларов никто уже не удовлетворится, хотя получаемый продукт смотрится запредельно дешево.
Жаль, что этого так и не растолковали несчастному Люку Бессону. Который нанял бы своих соотечественников, пусть и коряво произносящих по-русски сакраментальное «Какие ваши доказательства?» - и глядишь, спас бы свою бедную «Анну».
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»