Когда год еще не закончился, а картину уже называют «лучшим фильмом года» - это вызывает подозрения. Не меньшие подозрения вызывают рассказы о рыдающих зрителях и бурных аплодисментах на фестивале «Кинотавр» в адрес того или иного фильма. Чаще всего, когда картина выходит в широкий прокат, выясняется, что восторженные отзывы были, мягко говоря, чересчур восторженными, а фильм - всего лишь среднестатистическое произведение киноискусства, которое за неимением чего-то другого в отечественном кинематографе выдают за шедевр. В случае с фильмом Бориса Хлебникова «Аритмия», к счастью, всё вышло наоборот. Это действительно лучший отечественный фильм года, если не десятилетия. И все отзывы, рыдания и аплодисменты - в силе. В этом может убедиться любой желающий - с этого четверга «Аритмия» идет в кинотеатрах страны.
Врачебный ад
Фильм вызывает именно ту реакцию, которую и обещали: слезы и аплодисменты - причем на самом обычном сеансе в самом обычном кинотеатре. Да-да, именно аплодисменты. Как выясняется, не только фестивальная публика, но и рядовой зритель может отличить хорошее кино от плохого.
А фильм «Аритмия» не просто хороший, он вполне может открыть новую эру в отечественном кино. Или напомнить о тех временах, когда искусство меняло жизнь людей. Чего давно уже не случалось. После просмотра «Аритмии» кардинально, конечно, ничья жизнь не изменится, но некоторые перемены произойти могут. По крайней мере те «деятели искусства», которые массово снимают бодрые телесериалы о якобы жизни медицинских работников, после выхода «Аритмии» должны бы навсегда закончить заниматься подобным творчеством.
Для тех же, кто еще только учится на врача, стоит устраивать культпоходы в кино - пусть посмотрят на то, как надо работать. И проникнутся - или испугаются. Потому как то, что происходит в фильме, главный герой которой работает на подстанции «Скорой помощи», иначе как адом не назовешь. Причем ад этот практически документален - он-то и вызывает такой эмоциональный зрительский отклик: каждый хоть раз в жизни сталкивался если не с врачами скорой, но просто с врачами уж точно. При этом, как ни странно, в своей картине Хлебников ушел от тенденции хаять нашу медицину почем зря, показав ее лучших представителей.
Национальный герой найден?
И заодно явил миру героя, которого так долго пытались найти наши кинематографисты. Героем этим оказался врач скорой Олег (Александр Яценко) - невзрачный, сильно пьющий человек, живущий с женой Катей (запоминающийся кинодебют Ирины Горбачевой) в обшарпанной съемной однушке и каждый день совершающий подвиг. Трудовой, если можно так сказать. Хотя сам это подвигом не считает, а просто занимается своим делом так, как считает нужным.
И это - «ноу-хау» Хлебникова. Если до «Аритмии» все претендующие на звание «национального героя» персонажи были обязательно сильно пьющими (с невзрачностью возможны варианты) и просто страдающими - от Даля в «Утиной охоте» и Янковского «В полетах во сне и наяву» до Хабенского в фильме «Географ глобус пропил», - то герой Яценко еще и много работает! И делает это так, что действительно остается только всплакнуть от увиденного - хотя бы на экране. В жизни, к сожалению, такую врачебную самоотверженность и человечность увидеть можно крайне редко. А вот герой Яценко ну никак не может убить в себе тот самый «человеческий фактор», с которым в фильме активно борется новый главный врач подстанции «Скорой помощи» (Максим Лагашкин) при поддержке различных приказов и директив сверху. В Министерстве здравоохранения, кстати, тоже неплохо бы устроить спецпоказ «Аритмии» - может, и в чиновниках «человеческий фактор» заговорит. И тогда врачам можно будет просто работать, а не подвиги совершать.
Жизнь по доктору Чехову
Ну а пока подвиги совершаются на работе, для обычной жизни сил уже не остается. Ну только если выпил - упал - заснул. Именно так живет главный герой, как, впрочем, и его жена, которая тоже врач - только в приемном отделении больницы. Она, правда, насчет «выпить», слава богу, не очень, поэтому просто пришла с работы - упала - уснула. И так - несколько лет. Такие два смертельно уставших человека.
И история их взаимоотношений это как бы фильм в фильме. Один - состоящий из небольших эпизодов будней врачей скорой помощи, другой - из таких же эпизодов жизни семьи, где двое уже не видят и не слышат друг друга. При этом на первый взгляд разные и сюжетно, и стилистически «фильмы» складываются в одну большую картину очень узнаваемой человеческой жизни, которая, если она настоящая, далеко не праздник. Но, как сказала еще героиня пьесы доктора Чехова: «Что ж делать, надо жить!»
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»