Конец октября отмечен кинопремьерой, которой неугомонная армия блогеров и либеральных фейсбучников присвоила статус «громкой». Российско-французско-эстонская картина «Человек, который удивил всех» повествует о борьбе и страхе смерти брутального русского мужика, который решил спастись, поменяв… ориентацию. Разумеется, критики трепещут от восторга по поводу очередного кинооправдания сексуальных девиаций.
Тандем Натальи Меркуловой и Александра Чупова плодотворен. Ему мы обязаны появлением героической ленты «Союз-7» и мистического киносериала «Гоголь». Над новым фильмом этот дуэт трудился в качестве и сценаристов, и режиссеров. Видимо, соприкосновение с нечистью в процессе создания гоголевского хоррора здорово на них отразилось. Только этим можно объяснить всю чертовщину, которая обрушивается на зрителя «Человека, который удивил всех».
Сюжет маскируется под философское полотно, исследующее вопросы жизни и смерти, подлинного и мнимого сострадания и взаимопонимания, а также способности и возможности для конкретной личности выйти за пределы предложенных обстоятельств. Все эти действительно важные вопросы в новом фильме не просто поднимаются, но методично разжевываются в процессе подготовки публики к главному выводу - нужна толерантность, толерантность и еще раз толерантность. Плюс немного осуждения тех, кто не желает расставаться с традиционными ценностями и сложившимся в народе нравственным укладом.
Главным действующим лицом истории является умирающий от опухоли головного мозга егерь Егор, которого играет Евгений Цыганов. После стычки в сибирской тайге с двумя браконьерами, заканчивающейся смертью последних, Егор попадает в больницу, где и узнает о своем неоперабельном раке. Желая как можно дальше отсрочить объяснение с беременной женой, этот настоящий русский мужик готовит финансовую подушку для семьи, но тайное неожиданно и досрочно становится явным для всей деревни после обморока на глазах у всех.
На этом этапе русские люди показаны картинно благородными. Жена Егора Наташа (Наталья Кудряшова) решает бороться за мужа до последнего - здесь следуют несколько семейных сцен на разрыв души. Односельчане и родной колхоз скидываются на гонорар приглашенному врачу экстра-класса, который, однако, не в силах остановить запущенную болезнь. И тогда Наташа приводит мужа к местной знахарке-травнице, которая тоже ничем не помогла. Разве что спела обреченному пациенту народную песню про гордого селезня, который, желая обмануть смерть, притворился уточкой в надежде остаться неузнанным.
Вот отсюда всё и начинается. Егор решает, что тоже сможет обмануть смерть, если превратится в… женщину. Далее следуют переодевание в зазывное красное платьишко, макияж, каблуки, работа над женской походкой Заметим, дело происходит в сибирской глуши, а не в каком-нибудь растленном Петербурге с его ЛГБТ-клубами и фестивалями «Бок о бок».
И здесь-то, по замыслу авторов фильма, россияне и проявляют свой звериный оскал, варварски выталкивая из своей среды непонятую душу. Это только если ты такой, как все, можно получить помощь и вызвать сочувствие. А если вот так - то получай и насмешки, и избиения. И даже любимая жена выгонит тебя из дому (хотя именно ее в подобном случае и можно понять в первую очередь).
Егор не просто переодевается в женщину. Он, как говорится, нарывается на неприятности по полной. В женском прикиде является на танцы, напрочь отказываясь от своего мужского естества и навыков. Это когда-то он один мог сокрушить за раз нескольких браконьеров. Теперь же он безропотно принимает насмешки, тычки и избиение ногами. Более того, даже во время нападения на него шайки «озверевших мужиков», герой ленты не прибегает к физическому сопротивлению. Конец групповой сексуальной сцене и насилию настает только вместе с очередным обмороком Егора. Не больше, не меньше.
Затем следует катарсис. Любящая жена вспоминает о своих чувствах, семья воссоединяется. Но ненадолго - если смерть решила взять свое, то ее не обманешь. Как ни переодевайся.
…Вроде бы всё в этом фильме понятно. И то, что быть не таким, как все, - тяжкий крест. И что в мире не хватает любви и доброты. И что власть толпы - это опасно. Непонятно только, зачем повествование о пути к добру и свету авторы картины по сути превратили в травести-драму с отчетливым гомосексуальным подтекстом. Увы, в нашем мире полным полно униженных и оскорбленных, даже если они не ведут себя таким вызывающим и бессмысленным образом - пусть и перед лицом смерти.
Если бы создатели фильма потрудились покопаться в собственных воспоминаниях, то они бы обнаружили, что в мировой литературе уже существует очень известный сюжет сходной тематики. Это «Гадкий утенок» Ганса Христина Андерсена. Но если великий датский сказочник рассказал нам историю подлинной победы духа, то «Человек, который удивил всех» - это просто какие-то утиные истории для взрослых. Рассказ про то, как человек расточительно, нелепо и глупо распорядился своими последними днями. К счастью, это история фантастическая, высосанная из пальца.
Непостыдный и мирный конец - величайшее благо, о котором молятся верующие люди всех конфессий. Жаль, что создатели ленты пренебрегли тем, что сейчас принято именовать «скрепами». Не всегда это понятие обозначает архаичные пережитки. Особенно, когда речь идет о победе жизни над смертью.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»