Странные события творятся в киномире. Особенно в мире кинофестивальном. Вот кто-нибудь, например, знал о фестивале молодого европейского кино Voices, который уже семь лет проходит в… Вологде? Скорее всего, единицы. Тем более где Европа, где молодое кино и где Вологда. Мягко говоря, в разных местах. Но именно в Вологду привез в этом году свой режиссерский дебют «Идеалъ» Фредерик Бегбедер, и именно здесь показал свой новый фильм Павел Лунгин - ту самую «Даму пик», которую вроде как собирались показывать в Каннах, а в результате завезли в Вологду. Но так как вологодский фестиваль в следующем году собирается расширяться и переезжать в Санкт-Петербург, в качестве пробного шара некоторые фестивальные фильмы показали в культурной столице уже в этом году. И не где-нибудь, а в кинотеатре гостиницы «Англетер». Поистине неисповедимы пути отечественных фестивалей…
Уж Канны близятся, а Лунгина все нет
Одной из показанных при большом скоплении бомонда в «Англетере» картин и была «Дама пик». И хотя Павел Лунгин не является представителем европейского и тем более молодого кино, на эту нестыковку можно не обращать внимания. Кино он снял вполне европейское и по духу молодое. Судьба у фильма, правда, как и у вологодского фестиваля, тоже странноватая. Так, поначалу картину планировали делать на английском языке, сценарий уже писал обладатель «Оскара» за фильм «Король говорит!» Дэвид Сайдлер, а главную героиню должна была играть Ума Турман, но по каким-то причинам все рухнуло. И вот сценарий переписывает наш Валерий Печейкин, вместо Турман приглашают Ксению Раппопорт, вместо Канн - Вологда и «Англетер». Что, может, и к лучшему. Фильм, как сказала бы Эллочка-людоедка, получился шикарный.
На этот раз Лунгин, снявший за свою жизнь много самого разножанрового кино, включая сериал, обратился к триллеру, который объединил с классикой. Объединил, не впадая в академизм, поэтому кино получилось современное, жесткое и красивое - здесь надо отдать должное и оператору Левану Капанадзе, и балабановскому художнику-постановщику Павлу Пархоменко. Такой своеобразный ответ «Черному лебедю» Аронофски, где за место под солнцем бьются балетные люди. В «Даме пик» бьются уже представители оперного искусства. При чем здесь классика и Пушкин? При том, что без его «Пиковой дамы» никакой «Дамы пик» не было бы. Потому что в основе сюжета все та же пушкинская история, которая разыгрывается одновременно на оперной сцене и в жизни.
«Ловите миг удачи! Пусть неудачник плачет!»
Оперная знаменитость Софья Майер, двадцать лет назад уехавшая в Германию, возвращается в Россию, чтобы поставить здесь «Пиковую даму», где планирует спеть партию роковой графини, знавшей секрет трех карт. Как выглядела бы в этой роли Ума Турман, мы уже не узнаем, но Ксения Раппопорт просто умопомрачительна. Ее героиня - не звезда, она - дива. Мы таких оперных див видели. У них всегда хорошее, с перебором, настроение, они очень громко смеются, широко открывая рот, и вообще все делают напоказ и чересчур. Окружающих в принципе не замечают, идя по головам и иногда делая исключения для избранных. У Софьи Майер таковых оказалось двое - тихая племянница Лиза (дебютантка Мария Курденевич) и олигарх-покровитель Олег (роковой Игорь Миркурбанов). Племянницу Софья планирует взять в свой спектакль на партию Лизы, благо та тоже оперная певица, на олигарха другие планы - он владелец подпольного казино, а Софья больна игрой. К тому же у нее негусто с финансами, а олигарх может проспонсировать ее капризы.
«Сегодня ты, а завтра - я»
Что же Германн? В фильме его зовут Андрей - он красив, нервен, обладает уникальным голосом - лампочки взрываются, когда поет, - и бредит партией Германна. А еще у него роман с Лизой, но фото Софьи Майер - по всей квартире. Но он не входит в круг избранных, она его, как и всех остальных, не замечает, до поры до времени. Потом заметит, и партию спеть даст, и за один игральный стол посадит, и к гибели подтолкнет. Играет Андрея - Германна Иван Янковский, представитель третьего поколения знаменитой актерской фамилии, и у него непростая задача - слишком неоднозначный персонаж попался. Вроде обычный вчерашний студент, но во взгляде что-то больное. Это больное постепенно будет выходить наружу. В виде, как у Германна, 47 тысяч, только не рублей - долларов, которые Андрей поставит сначала на тройку… потом - все по классику. И графиню придушит, только на сцене и не до конца. Да и сам пропадет. В отличие от Лизы, которая не бросится в Зимнюю канавку, как в классической версии, а «заразится» от тетушки умением идти по головам ради сцены, партии, славы. И вот уже афиши с ее именем висят на месте афиш с именем Софьи Майер.
Вся эта изысканно-красиво-кровавая история разворачивается под музыку Чайковского - задействованы оркестр и хор Большого театра. Как выясняется, Чайковский писал идеальную музыку для кинотриллеров. Если, конечно, «Дама пик» это триллер, а не драма. Хотя в любой драме всегда есть место триллеру…
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»