В уже далеком 1993 году Стивен Спилберг, запуская свою палеонтологическую франшизу «Парк Юрского периода», отослал сценарий картины прекрасной Жюльет Бинош, предложив французской звезде выбрать для себя подходящую роль. «О, в вашем фильме я смогла бы сыграть разве что одного из динозавров!», - отшутилась кинодива. Двадцать лет спустя до маститого режиссера докатились слухи, что Бинош примет участие в картине «Годзилла». Спилберг не удержался от ответной колкости: «Наконец она дозрела до заглавной роли».
Смех смехом, но даже не погибни героиня Жюльет Бинош в том фильме и снимись обладательница «Оскара» и наград трех самых престижных кинофестивалей в нынешнем продолжении саги об ископаемых монстрах - все равно она провалилась бы. Превратить потенциально суперзрелищное кино в нудное «бу-бу-бу» с человеконенавистническими мотивами и фальшивой моралью - это надо было суметь. У создателей «Годзиллы-2» - получилось.
Режиссер Майкл Догерти до сего дня ничего заметного не снял, зато засветился в качестве сценариста ленты «Люди Икс: Апокалипсис», получившейся посредственной даже по меркам такого второстепенного жанра, как кинокомикс. Сценарий «Годзиллы-2» - тоже его рук дело. Стоит ли удивляться конечному результату?
Сюжет сам по себе смехотворен. В Нью-Йорке живет бывшая семейная пара ученых, пострадавших от предыдущего пришествия Годзиллы - у них погиб сын. Отец семейства хочет про всё позабыть и переключился на изучение более милых и пушистых зверушек. Но жена не может успокоиться и отпустить прошлое. Она решает понять природу доисторических чудовищ, для чего становится сотрудницей некой засекреченной организации, обладающей неистощимыми материальными ресурсами и новейшими технологиями. Интеллект исследовательницы творит чудеса: она изобретает манок, который может воздействовать на всех годзиллообразных монстров и вызвать их хоть с другого края планеты.
Вот тут-то и появляются экотеррористы, которые крадут волшебное устройство. По их мысли, Землю можно и нужно спасти, уничтожив большую часть человечества. С этим успешно справятся монстры, которых в фильме насчитывается более семнадцати (!) разновидностей. По счастью, создатели ленты обходятся только четырьмя видами - «Годзилла-2» и так страдает перенаселенностью. Персонажей множество, их большая часть появляется не более чем на две-три минуты - и непонятно зачем. Запомнить всех, а тем более отследить экранную судьбу, физически невозможно. В итоге мельтешащие без дела люди только отвлекают хищников от дела, воруя драгоценное экранное время.
В великолепную четверку доисторических чудовищ помимо самого Годзиллы входят гигантская помесь бабочки и кита Мотра, птерозавр-клекотун Родан, а также главный оппонент Годзиллы в борьбе за мировое господство трехголовый огнедышащий крылатый змей Гидора. Одна из ученых-фольклористок в картине подчеркивает уникальность Гидоры тем, что ни один народ в своих легендах и преданиях не описал ничего подобного. Сразу понятно, что в русском народном творчестве она «плавает» и про Змея Горыныча отродясь не слыхала. Видно, и на Западе наблюдается кризис высшего образования.
Вот с этой самой Гидорой, повелевающей остальными тварями, и должен справиться Годзилла, который под влиянием аппарата профессорши стал хорошим и теперь выступает за нас. Но не все в это верят и сажают доброго ящера под замок. Исследовательница распускает путы и говорит Годзилле: «Беги!»
И тот бежит, и кусает Гидору, и спасает человечество, и побеждает. Иначе нельзя - на следующий год запланирована новая картина под названием «Годзилла против Конга». Спойлер: скорее всего, монстры подружатся. Ведь Конг тоже сознательный и хороший, как и Годзилла. Или придется сценаристам допустить, что кто-то из них снова пошел по наклонной и нуждается в хорошей взбучке.
Как уже было сказано, помериться силами монстрам в картине особо времени нет - хронометраж в основном занят метанием людей под ногами у исполинских тварей и напыщенными размышлениями на тему общечеловеческих ценностей - как их понимает Голливуд. Толерантность и политкорректность в фильме тоже присутствуют: зверье косит неаккуратное народонаселение без разбору, достается всем гендерам и расам. Никто не останется обойденным.
Но даже не очень многочисленные эпизоды проделок чудовищ не доставляют удовольствия. Камера оператора Лоуренса Шера безбожно дрожит в экранной мгле, а спорный монтаж не позволяет насладиться битвой с удачного ракурса. Трудно сказать, почему при окончательной склейке картины режиссер предпочел именно такой вариант.
Зато понятен ответ на вопрос, что хотел сказать автор. Весь смысл фильма в деньгах. Создатели явно отрабатывали заказ тех, кто финансирует современный Голливуд, превратив его из фабрики грез в площадку продвижения товаров и формирования соответствующего мировоззрения.
Пользуетесь полиэтиленовыми пакетами и пластиковой посудой? Не вкладываетесь в дорогущие системы «умный дом» и не приобретаете смартфоны с функциями дистанционного включения/отключения электроэнергии и отопления? Употребляете обычные, а не сберегающие природу «экопродукты» и стиральные порошки? Не разделаете идеологию экстремистов - борцов за природу, чьи методы напоминают обычный терроризм? Тогда не обессудьте: в качестве очищающей Землю метелки явятся древние чудища, пыхнут на вас огнем, и вы расплавитесь вместе с вашими проклятыми пакетами.
И поделом: земля очистится, а из того, что от вас останется, прорастут прекрасные в своей первозданной простоте полевые цветы. Цветы в фильме тоже показаны.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»