Вышедший сегодня в российский прокат триллер «Код Красный», снятый британскими кинематографистами, столкнулся с самой серьезной цензурой на западном кинорынке за последние годы. Вне закона (то есть вне проката) эта лента оказалась в США, Канаде, Франции и Германия. Правда, на американском континенте ее показали на двух кинофестивалях - в Торонто и Сан-Франциско. Но и там лента удостоилась запредельно низких оценок профессионального жюри, хотя обычный зритель заполнял фестивальные залы до отказа. Скандал вышел громким. Но в чем же его причина?
Тревор Нанн вскоре встретит свое восьмидесятилетие. Фильмография режиссера не обширна, но весьма изыскана и, если хотите, элитарна. В первую очередь Нанн прославился экранизациями шекспировских пьес для BBC. Он - автор таких прогремевших в семидесятых-девяностых годах телепостановок, как «Макбет», «Отелло», «Антоний и Клеопатра», «Двенадцатая ночь», «Венецианский купец», «Король Лир». Среди прочих работ стрит отметить его телеверсию «Трех сестер». Словом - полнейшая респектабельность, академизм и следование старым добрым британским эстетическим традициям.
И вдруг, на старости лет, - экранизация романа писательницы Дженни Руни. В его основу легла реальная история жизни и предательства Мелиты Норвуд, которая в течение десятилетий снабжала Советский Союз самыми секретными сведениями о ходе разработки ядерного оружия Великобританией. Хотя насчет предательства - тут как сказать. Сама госпожа Норвуд, изобличенная в конце девяностых годов, отнюдь не считала себя предательницей и отщепенкой, а напротив - последовательным борцом за мир. И то, что мир не скатился в атомную катастрофу, ставила себе в заслугу. Ее шпионская деятельность началась еще в конце тридцатых годов и длилась почти сорок лет - весь период появления ядерного оружия как класса. Судьба оказалась к ней милостивой: преклонный возраст помог избежать громкого судебного разбирательства, всё обошлось без тюрьмы и в итоге Мелита Норвуд в 2005 году тихо умерла в собственном доме.
Но то, что простили шпионке, не спустили известному режиссеру. Изображение на экране такой сильной личности, как Норвуд, чьи симпатии находились на стороне «Империи зла», - настоящее преступление по меркам, принятым в Голливуде. По иронии судьбы, «Код Красный» был выпущен в разгар очередного шпионского скандала, связанного со странным отравлением семейства Скрипалей в Солсбери, и сопровождавшей это дело антироссийской истерией. Встал даже вопрос - кто вы, мистер Тревор Нанн? Уж не сам ли вы русский агент? Словом, репутация телеклассика оказалась серьезно подмоченной - и никакой Шекспир не помог.
С точки зрения кинематографической составляющей «Код Красный» пусть и не является шедевром, но, несомненно, крепко сколочен. И не только имя режиссера вызывает уважение.
Оператор картины Зак Николсон известен работой над таким сериалом, как «Пуаро», который вообще принято считать телевизионной классикой. Пятикратный номинант на «Оскара» композитор Джордж Фентон создал саундтреки к лентам «Анна и Король» и «День сурка».
В фильме засветилась целая актерская плеяда. В первую очередь это кавалерственная дама леди Джуди Денч. 84-летняя актриса играет пожилую Джоан Стенли (таково имя главной героини в романе и фильме), противостоящей британским органам безопасности и переживающей тягостный разлад в отношениях с сыном, который вначале отказывается от матери-«предательницы», а после отстаивает в суде ее моральную правоту. В образе юной шпионки на экране предстала Софи Куксон, звезда еще одной шпионской франшизы - Kingsman. Парочку советских агентов, подтолкнувших молодую британскую леди на шпионскую тропинку, играют Том Хьюз (звезда сериала «Мисс Марпл Агаты Кристи») и Тереза Србова, чешская актриса, застолбившая себе место на британском кинорынке после ярких работ в сериале «Ответный удар» и фильме «Порок на экспорт». А в роли непосредственного начальника главной героини в ядерной лаборатории вообще выступил Стивен Кэмпбелл Мур - икона в галерее современных британских актеров, снискавший восторги критиков после работ в «Бен Гуре» и «Морском волке». Его популярность на Британских островах так велика, что актера ввели в полный метр «Аббатства Даунтон» - несмотря на отсутствие в оригинальном телесериале.
Словом, в злосчастной ленте собран весь цвет английской киноиндустрии. И говорить о каком-либо «художественном провале» нет никаких оснований. Но, повторимся, рейтинги ведущих западных отраслевых изданий красноречивы: не более 20-30 баллов из ста возможных.
Справедливости ради стоит сказать, что каноны чисто шпионского жанра не соблюдены. «Код Красный» - это, в первую очередь, биографическое «женское» кино, насыщенное эмоциями, порой сентиментализмом и - часто - биологической тягой героини к умным и успешным мужчинам, которые далеко не в первую очередь интересуют ее в качестве физиков-ядерщиков. И в своей жизни, пролегавшей между любовью и долгом, Джоан Стенли испытала страсти поистине шекспировского накала - так что вполне понятно, что именно эта сторона сюжета в первую очередь привлекала режиссера Тревора Нанна.
В результате добротная работа - куда более качественная, чем нашумевший в прошлом году триллер «Красный воробей» про «правильных» плохих русских - стала заложницей политического момента и крайней необъективности голливудских «политруков». Но на наши экраны фильм все-таки попал - и это один из нечастых случаев, когда усилия прокатчиков стоит приветствовать.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»