Картина, создание которой сопровождалось непомерным шумом, - «Лето» Кирилла Серебренникова выходит в широкий прокат. Впрочем, насколько этот прокат будет «широк», пока неясно. Потому что фильм, возможно, и будет интересен тем, кто любит творчество музыкантов, взращенных в Ленинградском рок-клубе, хотя явное искажение исторических событий может вызвать у них возмущение. А молодая публика, которая понятия не имеет о славном периоде начала 80-х, когда на небосклоне музыкального андеграунда одна за одной стали вспыхивать рок-звезды, это кино просто проигнорирует.
«Зоопарк» без «Кино»
Самое главное, что выяснилось на допремьерном пресс-показе картины Серебренникова, который прошел в Петербурге в понедельник: «Лето» - это фильм не «о Цое», как говорилось везде и всюду. Нет-нет, Виктор Цой в картине присутствует. Но его образ, который, кажется, должен был объединить поколения, потому что музыка Цоя до сих пор популярна среди всех возрастов, не то что не получился - он стал основной неудачей «Лета».
И дело тут не в том, похож или не похож на культового певца германо-корейский актер Тео Ю, а в том, что его игра, непрописанность образа, и особенно произносимый кем-то за него текст тянут на средней руки самодеятельность, а никак не на кино с замахом на шедевр.
Зато удивительно попал в образ Майка Науменко музыкант Рома Зверь (Роман Билык), не только сыгравший «белого принца ленинградского рока», но и спевший его песни, и написавший саундтрек к фильму, за что получил приз на Каннском фестивале.
Наверное, продюсеры понимали, что фильм-то получился «о Майке», а не «о Цое». Да и «Лето» - это название песни Науменко, хотя и посвященной Цою. Классические строчки «Время есть, а денег нету. Но мне на это наплевать» - это оттуда. Но кто сегодня знает Майка Науменко? Гребенщикова - и то, судя по последним событиям, когда представитель доблестной полиции поинтересовался после концерта «Аквариума», что за группа выступала, уже некоторые не знают, а тут «какой-то» Науменко. Хотя с его группы «Зоопарк» и началась, по сути, история Ленинградского рок-клуба. Но как рекламный ход фамилия Науменко явно не подходила. А вот «фильм о Цое» - звучит вполне коммерчески успешно.
Не хватило слов
Браться за байопик - дело рискованное, особенно если касается личностей, которых многие знали. А тут еще репутация Серебренникова. И фильма-то еще не было, а претензии уже посыпались. Говорили о том, будто в первом варианте сценария был явный гомосексуальный подтекст, что Цой там представал как человек нетрадиционной ориентации. Так это было или не так, но волна возмущения просто захлестнула российское общество.
В окончательном варианте сценария откровенной «голубизны» нет - есть только намеки, но с художественной точки зрения он, мягко говоря, оставляет желать много лучшего.
Для его написания Серебренников, естественно, привлек идейно близких людей - супружескую пару Зильберманов - Майкла и Лили, выступающую под псевдонимом «Идовы». Они давно живут в Америке, никогда не были в Ленинграде, и, разумеется, не были знакомы ни с Цоем, ни с Науменко. Зильберман, который Майкл, - известный человек в российской оппозиции: Ксюша Собчак вручала ему призы, а Жанна Немцова брала у него интервью. Понятно, что, с точки зрения Серебренникова, как раз такому - и писать сценарии о Цое.
Результат: диалоги в фильме абсолютно примитивны. А надо сказать, что почти все рок-музыканты того времени были интеллигентными и умными людьми. Но с подачи Зильберманов-Идовых разговаривают герои фильма почему-то исключительно предложениями максимум из пяти слов. Не больше.
Голозадые купания
Теперь о «намеках». Главным символом свободы, по версии Кирилла Серебренникова, судя по фильму, является голый мужской зад. Несвободы, правда, тоже.
Сцена знакомства Науменко с Цоем на берегу Финского залива заканчивается эпохальным купанием большой рокерской тусовки в голом виде. В котором Цой, к счастью, не участвует. Науменко вроде тоже. Чуть позже один из жаждущих свободы музыкантов снимет трусы и нырнет в тот же залив. 1981 год, Кирилл Семенович! Какие голозадые купания?
А между этими сценами будет еще эпизод в военкомате - но там голые мужские зады уже, видимо, олицетворяют тоталитарный застойный режим.
«Мне знакомы эти песни»
Никакущий фильм спасает музыка.
Лучшие песни Науменко, Цоя и других легендарных рокеров звучат два часа экранного времени, делая то, что не смогли сделать Зильберманы, Серебренников и Тео Ю, - создают атмосферу того Ленинграда, на который с завистью смотрела вся страна - там жили лучшие люди, которые сочиняли и исполняли лучшую музыку.
Так что те зрители, для которых эта музыка до сих пор остается лучшей, по крайней мере не окажутся после сеанса полностью разочарованными.
Те же, у кого сегодня другие кумиры, на финальных титрах вполне могут поинтересоваться: как фильм-то назывался?
Анна ТАРАСОВА,
интернет-журнал «Интересант»