Если проследить весь творческий путь режиссера Владимира Бортко, то можно прийти к выводу - есть, оказывается, и в нашей культуре люди уровня эпохи Возрождения. То есть разносторонние до невозможности. И действительно, Рязанов, например, всю жизнь снимал комедии, Тарантино «криминальные чтива», а Бортко делал кино практически всех жанров. Начал с комедии - с «Блондинки за углом», - продолжил остросоциальными «Единожды солгав» и «Собачьим сердцем», детективным «Бандитским Петербургом». Затем последовали экранизации классических романов («Идиот», «Мастер и Маргарита», «Тарас Бульба»). И что интересно, всё это были творческие удачи. Учитывая, что в последнее время Владимир Владимирович с головой ушел в политику (что с такими именем и отчеством неудивительно), можно с уверенностью констатировать: «человек эпохи Возрождения» живет среди нас.
Седина в бороду - бес в сценарий
Теперь этот человек переключился на новый жанр, и называется этот жанр, страшно сказать, «эротическая мелодрама». Именно к нему относится новая картина Бортко под незамысловатым названием «О любви». Как говорится, седина в бороду - бес в сценарий (а сценарий эротической мелодрамы Бортко тоже написал сам). Но, как рассказал режиссер, это не просто какой-то там сценарий, это его духовная перекличка с Толстым, которого Бортко почему-то еще не экранизировал - видимо, творчество Льва Николаевича чем-то его не устроило. Поэтому Бортко написал свою «Анну Каренину», по крайней мере ему так показалось. И не постеснялся об этом объявить. После таких заявлений, естественно, все ждали чего-то выдающегося. Ожидания, мягко говоря, не совсем оправдались.
Надо полагать, депутаты Госдумы, которым первым продемонстрировали фильм на предпремьерном спецпоказе, были немало удивлены увиденным. Интересно, почему только они не стали требовать запретить прокат картины? Ну да, царя в постели там нет, но постель есть, а в постели, и не одна, а с мужчинами, причем с разными, - современная Анна Каренина, какой ее представляет режиссер Бортко. Играет Каренину, то бишь студентку Нину, Анна Чиповская - красивая, интеллигентная актриса, немного, кажется, растерявшая от свалившейся на нее роли, где надо часто раздеваться. Гораздо чаще, чем производить другие движения - духовные, - которые могут хоть как-то объяснить те поступки, которые совершает ее героиня.
И снова квартирный вопрос
А героиня эта сначала живет с мужем-преподавателем в ипотечной комнате в «убитой» квартире на Петроградской и явно всем этим тяготится - и мужем, и комнатой, - потом перебирается в купленную банкиром-любовником хайтечную квартиру в ВИП-доме, потом с тем же банкиром, но уже мужем, перебирается в классические интерьеры с прислугой. В «пересменку» возникают еще гостиничные номера, в которых в основном и разворачиваются эротические сцены. В общем, недвижимости разных форм собственности и ценовых категорий Бортко уделил в своем полуторачасовом фильме достаточно внимания. Гораздо больше, чем развитию образов главных героев. За него в фильме отвечает смена жилплощади.
А какое-то развитие - в ту или иную сторону - явно должно быть. Но развития и мотивации поступков нет. Просто констатируется факт: в этом кадре героиня не любит мужа, в этом - любит банкира, но страдает, потом любит, но не страдает, а в финале вроде опять любит мужа. При этом она почти всегда в слезах. В какой момент и почему она переходит из одного состояния в другое, зрители должны догадываться сами. И вообще, похоже, в голове у героини каша. В течение одной минуты она сообщает банкиру, что хочет работать в туриндустрии, и тут же - что ждет ребенка. Две вещи не слишком совместимые. Так же и с мужчинами - то одного любит, то другого. И единственное, что роднит ее с героиней Толстого, так это муки совести - банкира-то она увела из семьи.
А Вронский кто?
За мужскую «эротику» в фильме отвечают трое. И если Анна Чиповская на экране выглядит достаточно органично, то актеры мужского пола явно мучаются. Пригласить Алексея Чадова на роль первого мужа - бедного университетского преподавателя-китаиста - вообще было большой ошибкой. Потому что если на человека надеть очки, он не становится автоматом интеллигентом. Интеллект, как известно, внутри, ну и на лице отражается, а Чадов даже в очках никак не тянет на интеллектуальную элиту. Гораздо лучше он выглядит в сценах драк - преподаватель занимается борьбой и может набить морду любому. И вообще когда его герой жесток и груб - ему веришь, когда сидит с книжкой - ну никак.
Дмитрий Певцов, кажется, совсем не изменился после «Бандитского Петербурга», который в свое время и принес ему всенародную славу. Но это не была слава героя «эротических мелодрам». Поэтому в нынешнем амплуа любовника-банкира ему тяжеловато, хотя он в хорошей форме. Но, видимо, ему тоже мешает надуманность и немотивированность ситуаций, поэтому роль у него идет тяжело.
И наконец, Александр «Казанова» Лыков в роли коллеги банкира, отвечающего за цинизм и сальные шуточки, от которых актера, по всей видимости, подташнивает. Что заметно невооруженным глазом.
Всякие ляпы в виде спуска двух банкиров на горных лыжах, в процессе которого один рассказывает другому подробности своей интимной жизни, и карьерного рывка бедного простого преподавателя, за пару лет становящегося профессором, только подчеркивают неестественность истории в целом. Опять же кто тут Вронский, а кто Каренин? Про то, что у Толстого есть и такие важные для сюжета персонажи, режиссер, похоже, забыл.
Зато к финалу он, наверное, вспомнил свои коммунистические взгляды и старый анекдот про Ленина, который любовнице говорил, что идет к жене, жене - что к любовнице, а сам - «в библиотеку, и работать, работать, работать». Вот и героиня фильма, «забив» и на первого мужа, и на второго и утерев очередную слезу, садится в машину и сурово говорит: «В офис!» Вот и вся любовь.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»