Нынешний год заканчивается для отечественного кинематографа на позитивной ноте. Комедия «Полицейский с Рублевки: Новогодний беспредел» окупил себя в прокате уже в первый уик-энд. Радость омрачается тем, что отечественный зритель клюнул на невероятно яркую и веселую пошлятину.
Одноименный с фильмом сериал телеканала ТНТ уже несколько сезонов веселит невзыскательную, зато весьма массовую аудиторию. Релиз новогодней комедии с известными половине страны актерами и персонажами был призван помочь создателям достичь сразу две цели. Телесериал рассматривался продюсерами как узнаваемая стартовая площадка для полного метра, что должно обеспечить приличную кассу. А фильм, в случае успеха, в свою очередь, подстегнул бы интерес к сериалу и дал бы надежду на появление новых рейтингов и новых сезонов.
Мечты сбываются. Бюджет картины составил 80 миллионов рублей. А согласно данным Единой федеральной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, за первые три дня проката собрал почти 155 миллионов рублей. Предварительные прогнозы специалистов на предновогоднюю неделю - еще 200 миллионов. А ведь «Полицейский» останется в прокате и после 1 января.
Успех? Несомненно. Только в его основании - шуточки физиологической направленности, живописание алкогольных похождений, сексуальная озабоченность и прочие «развлекательные» моменты.
Режиссер, сценарист и продюсер фильма Илья Куликов сотворил своеобразный микс, обратившись одновременно к рязановским «Старикам-разбойникам», «Друзьям Оушена» Стивена Содерберга, картине Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» и даже к наследию Квентина Тарантино. К сожалению, дело ограничилось только канвой и заимствованием сюжетных ходов. Ни лиризма и мудрой иронии старой советской комедии, ни оригинальности и тонкой стилистики зарубежных блокбастеров рублевским полицейским не досталось. Зато скабрезных хиханек да хаханек - сколько угодно.
На экране царит самый успешный и узнаваемый российский актер 2018 года Александр Петров, который в первый день 2019 года появится на экранах еще в одном, на этот раз военно-патриотическом проекте «Т-34». Пока же его персонаж, полицейский Гриша Измайлов, озабочен судьбой родного отделения, которому грозит закрытие с целью экономии бюджетных средств. Но если придумать, осуществить и потом благополучно раскрыть резонансное преступление, то место трудной и опасной службы будет сохранено.
В качестве цели намечен банк. Но после выясняется, что похищенная наличность, которую Гриша и его коллеги намерены триумфально вернуть, имеет происхождение, которое самым неблагоприятным образом может сказаться на всех участников аферы. Необходимо как можно скорее выпутаться из неприятной ситуации. Но миссия почти невыполнима.
Вышеперечисленные коллизии вполне могли быть решены и не в комедийном ключе. Разнообразные «Менты» и «Глухари» давно и прочно завоевали сердца зрителей. Но персонажи «Новогоднего беспредела» отсылают к другому направлению полицейской кинопарадигмы. Гриша и его напарники словно сошли с многочисленных американских картин про «забавных копов» - начиная с незабвенной «Полицейской академии» и заокеанского хита с почти таким же, как у новой картины, названием - «Полицейский из Беверли-Хиллз».
Одним из наиболее одиозных персонажей стал полковник Владимир Яковлев в исполнении звезды российских комических шоу Сергея Бурунова. Увы, давно прошли времена более-менее удачных реприз передачи «Большая разница», на которой приобрел популярность актер. Теперь персонаж Бурунова пустился во все тяжкие. Он и забытый шлягер может отвратно исполнить, и «ради России готов рискнуть», поучаствовав в половом акте (так в картине). Полуантисемитским шуточкам по поводу медицинских манипуляций над мужскими первичными половыми признаками сценаристы картины тоже подыскали место.
Богат, но однообразен лексический запас героев в погонах. Все нехорошие слова зрители картины считывают с лету. Свобода в выражениях невиданная - куда там несчастным СМИ с ежечасно бдящим Роскомнадзором. Впрочем, можно услышать и вполне невинные варианты. Например, «выпить височки для поднятия пиписочки».
Можно сколько угодно иронизировать и поливать грязью старые советские ленты на милицейскую тематику. И скучно, и действительность лакировали, и идеологией грузили, и снято без эффектов, некрасиво. Но судя по кино- и телепродукции сегодняшнего дня, современные российские правоохранительные органы - либо чернушники, либо оборотни в погонах, либо вот такие черноротые раздолбаи с явно выраженной дисфункцией головного мозга. Остается только с запоздалой благодарностью вспоминать пресловутые худсоветы Госкино СССР: фильмы настоящих мастеров обходили все препоны и всё равно снимались, а вот для продукции такого низкого уровня, пусть и коммерчески многообещающей, однозначно был включен красный свет.
Ленте «Полицейский в Рублевки. Новогодний беспредел» в ближайшее время составит конкуренцию картина «Елки последние» - заключительная часть изрядно поднадоевшей франшизы Тимура Бекмамбетова. С тем, чтобы от финансового пирога досталось всем, организаторы проката развели релизы картин. Но соперничества не избежать.
Создатели «Новогоднего беспредела» не упустили возможности подтрунить над коллегами - в их картине огромное новогоднее дерево картинно грохается оземь со всеми украшениями и гирляндами. Звучит реплика: «Елки до добра не доведут». И это, пожалуй, единственный по-настоящему остроумный момент. Ведь если в прежние времена лучшее противостояло хорошему, то теперь на наших экранах плохое борется с худшим. Независимо от исхода поединка в проигрыше остается доверчивый зритель.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»