Пока губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и еще 40 чиновников городской администрации летали на другой край света - в Японию, чтобы посмотреть там выступление балета Михайловского театра, в российский прокат вышел шедевральный фильм Такеши Китано «Последний беспредел». Лента о сращении японской мафии - якудзы - с властным аппаратом Страны восходящего солнца оказалась стильной, своевременной и весьма поучительной. Питерским чиновникам было бы нелишне ее посмотреть. Будем надеяться, что они так и поступят, когда вернутся с дорогостоящей заграничной экскурсии на Хоккайдо. Балет - это, конечно, важно, но фильм Китано - не менее изящное искусство.
Японский киногений выступает в фильме сразу в нескольких ипостасях. Он - и режиссер, и сценарист, и монтажер, и - под псевдонимом Бит Такеши - исполнитель главной роли якудзы Отомо. А как иначе: в предыдущих частях - «Беспредел» и «Полный беспредел» - неугомонный Отомо наворотил столько всего, что в заключительной Китано стопроцентно требовалось держать процесс под контролем, чтобы прикончить любимого героя с чувством, толком, расстановкой и, желательно, соблюдая логику, философию и традиционную для японского кино эстетику.
Основные зубодробительные моменты сосредоточены во второй половине фильма. Первая же неспешно повествует о сложных иерархических взаимоотношениях в семьях якудзы Ханабиши и якудзы Кимура. Кто кого подсиживает, кто с кем вынужден считаться, у кого аккумулируются средства и, значит, подлинные рычаги влияния. И кто в итоге действительно является «эффективным руководителем», а кто - мелкой сошкой, которую можно и должно пустить в расход.
Китано вполне органично вплетает в криминальный боевик совершеннейший дзен. Самый первый диалог фильма словно позаимствован из прозы Хемингуэя.
«Эй, Ичикава, разве не лучше ловить рыбу ночью?» - «Они иногда и днем подплывают. Огромные!»
Это разговор удалившегося от дел Отомо и его подручного. Отомо надзирает над публично-увеселительным заведением своего патрона на корейском острове Чеджудо. Но спокойной жизни на море не получается. После кровавого конфликта с клиентом из семьи Ханабиши, недовольного никчемностью местных шлюх, путешествие в Японию становится неизбежным - якудзы обязаны выяснить отношения до самого конца. Кстати, для самого высказавшего претензии извращенца всё закончится ужасно: его оседлают БДСМ-сбруей, заткнут рот шариком для секс-утех и взорвут с помощью фейерверка.
После смертельного зачина событий разговор Отомо и Ичикавы на причале продолжится, тем не менее, с прежним изяществом.
«Ичикава, Ка мертв. Как ты можешь рыбачить?» - «Мне не очень весело».
За этими словами последует показательный расстрел рыбы прямо в водных глубинах, а Отомо и его напарник отправятся на кровавую жатву в Японию.
Но стилистика общения с врагами не изменится:
«Можно, я не буду отрезать себе палец?» - «Кому он нужен! Приготовь шестьдесят миллионов».
Такими вкусными диалогами наполнена вся лента. Это не считая собственно эпизодов массовых убийств, самострелов в челюсть, после которых в голове мало что остается, а также фонтанирующей крови в замедленном воспроизведении. Душа любителя трэша воспаряет к небесам. И даже не всегда логичная реакция главных действующих лиц не очень бросается в глаза.
Например, когда волей случая занесенного на вершины власти главу мафиозной семьи в итоге сливают его же подчиненные, чванный страдалец не в силах поверить в происходящее. Нижеследующий диалог настолько показательно иллюстрирует главную мысль Китано о полной ничтожности скомпрометировавшей себя даже по уголовным понятиям власти, что требует полного воспроизведения.
«Эй, Наката, как ты посмел предать меня? Кто для тебя важнее? Названный отец или брат?» - «Номура, вообще-то мы никогда не считали тебя ни якудзой, ни тем более отцом. У тебя нет татуировок. Ты не сидел в тюрьме. Ты всего лишь чертов любитель! Без своих наемников ты всего лишь офисный работник на пенсии». - «Как это понимать? Я - глава семьи Ханабиши!» - «Только вот хреновый ты глава».
Даже после того как свергнутого босса зарыли по голову на загородной трассе, тот не допускает для себя плачевного финала. Он провожает автомобиль, колеса которого просвистели в прямом смысле над ухом, возмущенным криком: «Ты чуть не раздавил меня!». Но уже слепит фарами следующее авто. Раздается финальный хруст.
Главному герою тоже не выжить в этой круговерти. Но сочувствия он не вызывает. Здесь все вне закона. Все повязаны друг с другом. И фильм Китано силен своей правдой, которая не допускает фальшивого хеппи-энда.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»