В прокат вышел еще один претендент на грядущий «Оскар». Лента голливудского мэтра Стивена Спилберга «Секретное досье» - образец «правильного» американского кино, в котором трижды оскароносица Мэрил Стрип блестяще сыграла, когда играть, в общем-то, было нечего.
Исключительное значение СМИ в деле обеспечения прав и свобод граждан - краеугольный камень любой демократии, а американской особенно. В стране дядюшки Сэма «четвертая власть» возведена в статус общественного фетиша. Журналистские расследования сыграли огромную роль в политической истории США. Один из самых ярких примеров - уотергейтский скандал 1972-74 годов: тогда пресса вскрыла факт шпионажа демократов за республиканским предвыборным штабом в знаменитом вашингтонском отеле, президент Никсон подвергся процедуре импичмента и был отрешен от власти.
Спилберг рассказывает нам историю, являющуюся своеобразным приквелом к уотергейтским событиям. В 1971 году благодаря утечке из Министерства обороны газета «Нью-Йорк таймс» опубликовала материалы из досье, которые свидетельствовали, что руководство США понимало всю бесперспективность устроенной им бойни во Вьетнаме и сознательно посылало на смерть тысячи американских солдат. Журналисты подхватили эту тему в стремлении сохранить жизни сограждан, служащих в армии (особых сантиментов по поводу гибели от напалма жителей Вьетнама никто особо не выражал). Изданию и его сотрудникам вменили нарушение законов и шпионаж. Но остальные издания страны во главе с «Вашингтон пост» поддержали коллег, опубликовали свои расследования и - ура! - принципы «лучшей в мире» демократии восторжествовали. «Вашингтон пост» стала одним из национальных медиалидеров, а после еще и хорошенько оттопталась на властях в ходе освещения Уотергейта.
К огромному сожалению, эта замечательная история не имеет никакого отношения к сегодняшнему дню. И журналисты тех времен наверняка бы покрылись краской стыда, увидев, какими принципами руководствуются нынешние медиа. К счастью, определенные достижения свободы слова остались и сейчас: тот или иной зарвавшийся политик, функционер или просто персона на виду, совершив некрасивое или преступное деяние, тотчас огребет в газетах и интернет-изданиях по самое не хочу. Но всё это касается частных случаев. В целом же, когда идет речь о глобальных вопросах, правительственном интересе и выгоде национальных корпораций или мегаолигархов, СМИ превращаются в механизм манипуляций, подтасовок и откровенной лжи. Примеры тому каждый может найти в ежедневной сводке «новостей».
Спилберг же делает вид, что всё осталось в соответствии с высокими канонами журналистики прошлого века и поет осанну тому, чего уже давно не существует в действительности. Поэтому-то «Секретное досье» и стало серой, скучной картиной, полной умолчаний и пустого морализаторства.
В ленте - две заметные актерские работы. На них изначально и рассчитывали создатели в надежде протащить картину в высшую лигу «Оскара». Том Хэнкс играет главного редактора «Вашингтон пост» Бена Бредли, Мэрил Стрип - издателя газеты Катарину Грэхем. Оба персонажа реальны. Но играть голливудским звездам попросту нечего. Спилберг делает из истории полувековой давности псевдоэкшен. Преувеличены страсти, а драматизм отдельных эпизодов порой высасывается из пальца.
Хэнкс выдал на-гора классический образ газетчика-ищейки. Настолько классический, что остался без номинации. Стрип же за роль Грэхем номинирована на «Оскар» в 21-й раз - вряд ли этот рекорд когда-нибудь будет побит. Эпохальная актриса, как всегда, не халтурит. Размышления об ответственности перед сотрудниками даже сопровождаются неброским, но выразительным слезотечением. Стрип веришь, даже когда ее персонаж, входящий в высший свет Вашингтона и ближний круг министра обороны Макнамары, одного из главных вдохновителей вьетнамского преступления США, рассуждает о возможных преследованиях - вплоть до тюремного заключения.
Но в любом случае, даже если бы вместо Стрип эту роль сыграла бездарная актриса класса B, высокая номинация была гарантирована. Уж больно образ оказался «ко времени». Первый издатель национального медиа - женщина. Во главе семейного предприятия оказалась после самоубийства мужа. Совет директоров ей не доверяет по гендерному принципу. Как же можно упустить такой материал? Даже жаль, что личность историческая. А то можно было бы по канонам голливудской толерантности сделать героиню темнокожей или «альтернативно ориентированной». Впрочем, Мэрил Стрип и негритянку изобразила бы с высшей степенью достоверности. А ЛГБТ-персонаж в ее послужном списке, конечно же, давно уже есть.
Словом, фильм вызывает двоякое чувство. Слов нет, и на Хэнкса, и на Стрип всегда приятно посмотреть. С другой стороны, выдать былую профессиональную работу журналистов за что-то большее оказалось не под силу даже режиссеру номер один. Очень хочется, чтобы Стивен Спилберг скорее вернулся в родной для него жанр научно-популярной, а не социально-политической фантастики. Это у него получается гораздо лучше и талантливее.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»