Самый ожидаемый зарубежный фильм года. Звездный состав. Экранизация романа культового писателя Ю Несбё. Вот только некоторые причины, заставляющие многих киноманов нетерпеливо ожидать выхода в прокат ленты режиссера Томаса Альфредсона «Снеговик». Прокат начинается в четверг, 23 ноября, завтра, но корреспондент «Интересанта» уже всё увидел. И может сказать, что в реальности зрителя ожидает погано смонтированная смесь пейзажей из «Снежной королевы» со скотобойней, где наибольшее отвращение будут вызывать не расчлененные трупы, а серая игра любимых актеров.
Ю Несбё - этот норвежский почти-что-классик - в принципе наделен диковинным воображением. Чего стоят одни его фантазии про российскую оккупацию Норвегии, ставшие основой для нашумевшего не так давно телесериала. Повесть «Снеговик» входит в цикл книг, посвященных приключениям детектива Харри Холе. Именно ее выбрали боссы голливудского гиганта Universal для экранизации. В случае кассового успеха фильма открывались великолепные виды на долгоиграющую франшизу. Но, похоже, франшизы не будет: откатавшись на основных мировых рынках, «Снеговик» еле отбил производственный бюджет - без затрат на промоушн.
После просмотра картины становится ясно, что другого результата можно было не ждать. Описывая генезис убийцы-маньяка (первого серийного маньяка в Норвегии!) Несбё так распластал фрейдистский конфликт «отец - мать - сын», что сценаристы запутались, испугались и перекрутили книжную коллизию в затасканное киношное клише «плохие мамочки».
Как только приходит первый снег, маньяк начинает убивать замужних женщин с не безукоризненно, на его больной взгляд, зачатым потомством. Попутно вылепливает не очень добрых на вид снеговиков - что-то вроде кошмарного подарка осиротевшим детишкам. Психотравмированному душегубу остановиться бы, поделиться с хорошим аналитиком ужасающей картиной из собственного детства, но - нет. В царстве Снежной королевы, как известно, из попавших в сердце ледяных осколков приличных слов составить нельзя.
Читатель, вероятно, решил, что фильм преисполнен «кетчуповых» эпизодов. Нет-нет, их немного. Почти всё будет по-скандинавски меланхолично, текуче, ни о чем. Похоже, знаменитый северный нуар утрачен безвозвратно, а вот местная клюква произрастает обильно.
Развесистость начинается уже с первых моментов появления Майкла Фассбендера в образе Харри Холе. Этот алкоголик (в кадре рука сжимает бутылку, на которой крупно написано Vodka) просыпается морозным утром в бутафорском домике на игровой площадке, шокируя норвежских мамочек и деточек. Непрерывное курение окончательно убеждает нас в асоциальности главного персонажа. Цепи семейной и общественной неустроенности волокутся за сыщиком вплоть до развязки (вовсе не кровавой, а из серии «шёл - как в лужу упал»). Бывшую женщину (невыразительная работа Шарлотты Генсбур) отпустить не получается. Как и приемного сына Олега - юношу с родственной нам генетикой, но эта тема в ленте не педалируется. «Не надо козлить!» - пытается учить Олега жизни сыщик. И, похоже, это самая крутая эмоция в фильме. Которой, скорее всего, мы обязаны озвучке картины.
А дальше - сплошь меланхолия да флегма. Даже кусок пальца будет прибит к двери аккуратно, по-икеевски чисто. И слетевшиеся на корм птицы покроют разделанную жертву трепещущим безукоризненно белым, как раскинувшиеся вокруг норвежские дали, ковром. Но во время просмотра зрителю будет и где проснуться. Например, Хлоя Севиньи весьма импозантно смотрится на фоне отрубаемых куриных голов. Чуть позже ее персонаж разделит судьбу пеструшек и в триллере появится хоть что-то, подтверждающее жанр.
Севиньи не единственная звезда, которой практически нечего делать в картине. Мы увидим и бестолковые вневременные метания еще одного детектива в исполнении Вэла Килмера. А также персонажей Джей Кэй Симмонса и Тоби Джонса, чьи сюжетные линии в «Снеговике» так нелепы, что непонятно, зачем их вообще звали на съемки. Не забыть бы еще про Ребекку Фергюсон, сыгравшую напарницу Харри Холе. Вот где было море кровищи, нечего сказать. Жаль только, что на этом море все равно был штиль. А что поделать - скандинавский темперамент не пропьешь, нет такого.
Сам же Фассбендер великолепен даже при таком странном сценарии и вялой режиссуре. И в пьяном виде хорош, и в героическом - когда бредет в роскошном трикотаже по солнечному снегу и отважно зажимает рану. На такого героя хочется походить. Вот и автор этих строк подумал и решился прикупить в подарок себе и друзьям несколько чудных заморских свитеров к предстоящим праздникам. И это оказалось главным впечатлением и самой большой пользой от просмотра «Снеговика»: считать потраченное на «самый ожидаемый зарубежный фильм» время окончательно пропавшим все-таки нельзя.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»