Бронированные боевые машины на гусеничном ходу и с пушечным вооружением в последние годы стали одной из самых важных скреп в арсенале ура-патриотов. В апреле нам показали фильм «Танки» с хозяйничающими в Подмосковье образца 1939 года водевильными фашистами (студия «28 панфиловцев», бюджет - 140 миллионов рублей, сборы - 96 миллионов). Совсем недавно с большим шумом и весьма посредственными оценками прошла премьера ленты «Несокрушимый» (кинокомпания «Пиманов и партнеры», бюджет - 300 миллионов, сборы - 253 миллиона). Оказалось, тема не исчерпана.
«Ну что, фриц, постукаемся?». Так начинается один из первых эпизодов новой ленты «Т-34» производства компании «Централ Партнершип». Картина стала самым высокобюджетным российским релизом минувшего года - на ее производство было потрачено 600 миллионов рублей! Для того, чтобы окупиться, ленте нужно собрать как минимум вдвое большую сумму: нельзя забывать про отчисления кинотеатрам и затраты на агрессивную рекламу. Пока «Т-34» заработал 530 миллионов. Возможно, усилия регуляторов кинорынка, расчистивших новогоднюю поляну для очередного танка, позволят достичь заветной планки.
В самом деле, основной новогодней премьерой стали не заокеанские «Мэри Поппинс» или «Гринч». И даже не отечественные «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» или «Ёлки последние». Главной сказкой зимних каникул назначена история противостояния советского танкиста Коли Ивушкина, угнавшего вместе с соратниками танк из фашистского концлагеря, и его визави, гитлеровского танкиста-аса. Рассказ получился зрелищным, исполненным опереточного драматизма, и ничуть не травмирующим чувств. Напротив - там есть даже нежданная любовь. В целом по настроению фильм весьма напоминал бы знаменитую «Свадьбу в Малиновке». Если бы не совсем другое качество актерского, режиссерского и сценарного материала. А также обилие замедленно летящих снарядов, забавно сталкивающихся, эффектно взрывающих бронь и просто рассекающих сгустившийся воздух на фоне аккуратных пейзажей Третьего Рейха. Словом, всё, как любят геймеры.
В главной роли - Александр Петров, этакая более свежая версия Сергея Безрукова. Как и старший товарищ, Петров вездесущ и всепроникающ. Его испостасям нет числа. У актера только в минувшем году случилось десять ролей в кино и телесериалах. Участие в «Т-34», без сомнения, довершит монументализацию еще очень молодого артиста, и он рискует превратиться в прижизненный памятник самому себе. Как тот же Безруков. По иронии судьбы, режиссером нового фильма оказался Алексей Сидоров, создавший в 2002 году сериал «Бригада», который стал безруковской колыбелью.
Сюжет пересказывать не имеет смысла - как это всегда бывает с легким, необременительным для ума и сердца кинопродуктом. Люди по обе стороны противостояния, конечно, гибнут, валятся оземь. Но очень по-киношному, понарошку. Никакой крови - ограничение 12+, максимально допустимое прокатчиками в дни новогодних прогулок в кинотеатры, обязывает.
Зато символов - непременного атрибута иносказательного, фантастического повествования - в картине немеряно. Четыре танкиста онтологически равны трем богатырям. Персонаж актрисы Ирины Старшенбаум на самом деле никакая не заключенная-переводчик, а томящаяся в логове Кощея Василиса Премудрая, ожидающая вызволителя-Петрова. Кстати, Петров и Старшенбаум счастливы вместе и в реальной жизни, вот такая интрига. Антагонист главного героя, штандартенфюрер Клаус Ягер (Винценц Кифер), разумеется, сам Кощей. И все эти персонажи действуют в строго былинной парадигме.
Реальность, в которой существуют главные герои, тоже былинно-сказочная. Если танковый бой, то с демонстративно брошенной перчаткой и задорной просьбой к противнику чуть погодить: «Фюнф минут, Клаус!». Единство земли Русской (в широком смысле) передается посредством цитирования «Садок вышнэвый коло хаты» в момент заряжания пушки. Роль былинных просторов «налево пойдешь, направо пойдешь» играют пустынные автобаны Тюрингии, по которым летом 1944 года невозбранно мчит наша Сивка-Бурка, тридцатьчетверочка.
Создатели картины помнят твердо: не всё оружие то, что стреляет. К штыку - в нашем случае к пушке - приравняли балет. Восстановленный танк кружит в показательном выступлении перед обалдевшим концлагерным руководством под коду из «Лебединого озера», дополненную текстом «Москва-Воронеж, хрен догонишь!». Словом, как говорит один из танкистов: «Нам у цирку выступать».
Запомнилась еще одна реплика. «Ну что, кончились фрицы? - На наш век хватит!». Весь фильм решен в ключе «всех порвем и можем повторить». И это верно. Но только в «Т-34» Великая Отечественная предстала перед зрителем как какой-то суррогат, как что-то максимально отстраненное от нас. От тех, кто каждый год 9 Мая выходит с портретами близких на шествие «Бессмертного полка». От тех, кто приходит с цветами на Пискаревское кладбище. Война нарисована в фильме как какое-то развлечение. Как компьютерная игра.
Если придется повторить всё то, что пришлось вынести нашим предкам, это не будет такой сказкой. Поэтому нужно четко понимать всю фальшь, всю опасность новой картины. Ведь кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»