На следующей неделе в прокат выходит картина грузинского режиссера Резо Гигинеишвили «Заложники». Зять Никиты Михалкова, до сих пор снимавший в основном незамысловатые киноистории с этническим и молодежным акцентом, в принципе, остался в этих координатах. Только история на этот раз - не глянцевый пустячок. В «Заложниках» зритель увидит и кровавый угон гражданского самолета, и балансирующую на грани УК РФ, предусматривающего суровую ответственность за публичное оправдание терроризма (лишение свободы на срок от пяти до семи лет), попытку понять мотивацию угонщиков.
Триллер, о котором заговорили после показов на Берлинском кинофестивале и «Кинотавре», основан на реальной истории, которая произошла в Грузии в 1983 году: отпрыски самых видных тбилисских семей под прикрытием свадебного путешествия попытались угнать в Турцию «Ту-134», следовавший в Батуми. Всё закончилось гибелью нескольких членов экипажа, двух пассажиров и ликвидацией части террористов спецназовцами. Суд приговорил оставшихся в живых преступников к смертной казни - всех, кроме беременной 19-летней Тинатин Патвиашвили. Но «просвещенный» Тбилиси бурлил, требуя пересмотра и смягчения наказания. Уж слишком «золотой» оказалась «проштрафившаяся» молодежь. Слишком громкие фамилии звучали в приговоре - сплошь сливки грузинской богемы и, как бы сейчас выразились, «креативного класса». Для обеспечения правосудия и усмирения истерических страстей пришлось даже показать по республиканскому телевидению специально снятый документальный фильм.
Почва, на которой взросла террористическая идея, показана в ленте в высшей степени достоверно, с тщательным соблюдением всех примет времени. «Советские ужасы» и впрямь были маловыносимы. Пластинки западных групп доставались с трудом, равно как и «фирменные» сигареты. Плавать в море поздним вечером запрещалось - вблизи граница! (Кстати, обозреватель «Интересанта» лично сталкивался с подобной проблемой в Коктебельской бухте в начале девяностых. Но в то время уже получалось пренебрегать вялыми требованиями пограничников). Свободы, в общем, хотелось со страшной силой. Но только, слава богу, почти никто не готов был расплачиваться за пластинки, сигареты и купание в бухте своими жизнями. А тем более - чужими.
Группа молодых богемных негодяев из Тбилиси оказалась готова. Когда знакомишься с биографиями террористов, понимаешь, что конкретно у этой молодежи были все возможности для комфортной жизни даже в «закрытой» стране. Студентка местной Академии художеств, родственница высокой шишки из ЦК Компартии Грузии. Сын известного кинорежиссера. Сын управляющего строительным трестом «Интуриста». Братья - выходцы из уважаемой профессорско-медицинской семьи. И так далее, и тому подобное - сплошь советская номенклатура.
Расстрелять террористов успели. А вот «невесту» Патвиашвили (террористы отправились в кровавый полет прямо из-за праздничного стола) амнистировали почти сразу же после обретения Грузией независимости. Ее вместе с подельниками стали представлять «жертвами советского строя и борцами с режимом, стремившимися обрести свободу».
Словом, эта страшная история до сих пор жива в памяти у многих. И у режиссера должны быть очень веские причины для обращения к этой больной теме. Какие же? Расставить все точки над «i», отделив черное от белого? Вряд ли.
От знакомства с лентой остается множество вопросов. Как ни старался Гигинеишвили (а он старался?) остаться сторонним наблюдателем, мотив поэтизации «борьбы за свободу» звучит в фильме отчетливо. Этому способствуют и добросовестные работы молодых грузинских актеров - национальная школа кинематографии в Грузии традиционно сильна. Но самое главное - название. Заложники - это вовсе не безвинно пострадавшие пассажиры рейса Тбилиси - Батуми - Ленинград. Это, в понимании Гигинеишвили, именно те самые террористы, чье дикое, звериное преступление на экране почти стало «призывом к свету». Недоумение - главное чувство, которое оставляет после себя картина. Ощущение, что нас пытаются убедить: эта страшная история - не более чем теракт «в кавычках». Отсюда, повторимся, - буквально полшага до тяжкого преступления под названием «публичное оправдание терроризма».
И все же «Заложникам» не откажешь в актуальности. Сейчас вполне реально сесть в самолет и оказаться в иной реальности, в вожделенной dolce vita, без каких-либо препон. А выражать ненависть к существующему порядку вещей в стране можно вполне открыто - для этого существует, например, «Фейсбук». Но порой, ознакомившись с общественным мнением - неважно с какого фланга и по какому поводу, думаешь: как велика та часть людей, которые и сейчас, не останавливаясь ни перед чем, готовы заплатить чужой кровью за исполнение своих мелочных обывательских желаний? Думаешь и не находишь внятного ответа.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»