Организаторы выставки под названием «Радикальная текучесть. Гротеск в искусстве» утверждают, что именно эта экспозиция является первой в нашей стране, всесторонне исследующей и обобщающей такое неоднозначное направление, как гротеск в живописи и скульптуре. То есть до того, как триста работ более чем ста авторов из разных стран разместились в стенах Музея искусства Санкт-Петербурга XIX - XX веков, ничего такого же всеобъемлющего в российских музеях не наблюдалось.
Поверим. Правда, есть ощущение, что произведения этого направления примерно в таких же количествах все-таки выставлялись - может, не в музеях, так в выставочных залах и галереях. Но в МИСПе - так сокращенно называют Музей искусства Санкт Петербурга - не просто демонстрируют гротеск, но и подготовили в рамках выставки целую программу - с кинопоказами, лекциями, спектаклями. И все это о нем - о гротеске, направлении, у которого есть как рьяные поклонники, так и не менее рьяные противники.
Хотя, казалось, что уж тут выражать недовольство, ведь существует это художественное явление аж с XV века, когда археологами были обнаружены гроты с комнатами незавершенного Золотого дома Нерона, стены которых были покрыты замысловатыми узорами, сочетающими в себе, в самых причудливых формах, растительные мотивы и изображения людей и животных. Вот эти рисунки и получили название «гротеск» - «находящийся в гроте».
Позже термин перешел из живописи и в другие виды искусства - литературу, театр и кино гротеск тоже не обошел стороной. Босх, Брейгель и Гойя - их живопись считается образцом именно гротеска. В литературе без Гоголя - никуда. У Михаила Шемякина много работ, выполненных в жанре гротеска. Ну и далее - по списку.
Так что сегодня спорить о том, является ли гротеск искусством, по меньшей мере бессмысленно. Другое дело, что не всем он близок. Вот этим «всем» в МИСПе и собираются открыть глаза, помочь увидеть даже в самых уродливых изображениях красоту замысла.
Правда, работ Босха и Гойи на выставке, понятное дело, нет. А вот персонажи Гоголя проглядывают с некоторых полотен наших современников. Да и как без них - если действие повести «Нос», гротескнее которой придумать сложно, начинается как раз недалеко от того места, где расположен сегодня МИСП. Поэтому очень легко представить, как бегает по набережной канала Грибоедова майор Ковалев в поисках своего носа, заглядывает в музейные окна. И видит там картины, на которых - ну просто его «братья по разуму» - то без носов, то еще без каких-то частей тела, а то вообще «расчлененные». Ну а если все на месте - то просто уродцы. Как на картинах Мэтта Сисоу. У него что «Семейный портрет», что «Балерина», что «Матадор», что «Хаос» выглядят примерно одинаково - очень страшненькие.
Или Маргарита Соловьева-Ефимова вылепила скульптуру под названием «Портрет подруги». Если подруга не очень продвинутая, то после такого «увековечивания» дружба должна была закончиться.
А вот «Дама с улитками» Виктора Данилова очень хороша - напоминает героиню английских сказок.
Но если у нее улитки в волосах, то у героев триптиха Александра Задорина овощи - в голове, а еще - морепродукты, лук и чеснок.
Бредет в тумане куда-то «Голубая пипа» Леонида Пурыгина, истекают кровавыми «слезами» фонтаны Владимира Козина, ярким пятном бросается в глаза «Движение вечером» Ольги Гречиной и мчатся над всем этим странным миром на каруселях персонажи картины Натальи Нестеровой.
А на стенах лестницы изгибаются, почти как во дворце Нерона, узоры - только из «Гибких работников» Карло Глории. Такие «гибкие» чиновники тоже «привет» Гоголю. Костюмчики только другие, а возможность «изогнуться» под начальство - на все времена.
Так что майор Ковалев явно будет в своей тарелке. И наконец, он сможет увидеть и нос - не свой родной, но выбрать есть из чего. Виктор Пивоваров написал целую серию под названием «Носы» - тут тебе нос и на своем законном месте, только в виде зеленых клювов или птичьей головы, и там, где его не должно быть, - на ноге, например. В общем, Гоголь пока может отдохнуть.
Проблема только в том, что разобраться обычному посетителю во всем этом фейерверке гротеска непросто - уровень работ очень разный. Поэтому у многих становятся круглые глаза. Как у героя картины Василия Голубева «Воплощается мечта. Ужасно и здорово» - где едет кто-то на белом коне навстречу ликующей толпе с флагами и плакатами - у всех воплощается мечта, здорово. Только один вдруг повернулся, и ему, кажется, ужасно.
Вот и после посещения выставки раздирают противоречивые чувства - то ли здорово, то ли ужасно?
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»
Фото автора