Свое 85-летие нынешней осенью народный артист России Игорь Масленников встретит на съемочной площадке. Режиссер, подаривший нам знаменитый сериал о Шерлоке Холмсе и доктора Ватсоне, готовит продолжение «Зимней вишни» - другого, не менее знаменитого своего сериала. О трудностях, которые предстоит преодолеть для создания «Зимней вишни-2016», Игорь Масленников рассказал «Интересанту».
«Это - часть моей жизни»
- Игорь Федорович, почему вы решили сделать продолжение именно «Зимней вишни»?
- Видите ли, наша студия «Троицкий мост» жива до сих пор лишь потому, что является правообладателем нескольких кинокартин. Они пользуются спросом как на российских, так и на зарубежных телеканалах. И на первом месте стоит «Зимняя вишня». Я тут как-то, находясь в горизонтальном положении из-за болячек, размышлял об этом и решил рискнуть - возродить эту историю. Вспомнил еще одну свою специальность - сценарист, и написал четвертую серию, про наше время.
- Получается, что главным толчком послужил чистый расчет на успех?
- Тут дело ближе к душе, чем к расчету. Я понял, что «Вишня» стала мне родной, что она уже является частью жизни многих людей среднего и старшего поколения и частью моей жизни тоже. Первую серию мы снимали, когда был Советский Союз, в 1985-м, вторую - через пять лет, в момент горбачевско-ельцинского развала, а третью - в 1995-м. Ее сюжет весь был завязан на отъездах за границу, дележа имущества и всего с этим связанного. Сейчас, двадцать лет спустя, страна совсем другая, ситуация в стране совершенно новая. Я хочу об этом рассказать. Тем более что многие актеры, которые играли в предыдущих сериях, в том числе Елена Сафонова и Ирина Мирошниченко, согласились сниматься, даже не заикнувшись о гонорарах.
Пустить шапку по кругу
- Когда начнутся съемки?
- Когда соберем деньги. Тянуть не будем, скорее всего, летом начнем. Отсутствие денег - единственная проблема.
- А разве государственная организация - Фонд кино не помогает отечественным кинематографистам, тем более кинематографистам такого ранга?
- Увы, это скорее такая иллюзия о помощи в производстве фильмов. Для меня, во всяком случае. Министерство культуры ничего не решает, а Фонд кино - довольно специфичная организация, чуть ли не сектантская. Надо иметь определенные связи, отношения, конкретные выходы на конкретных людей, чтобы получить финансовую поддержку. К счастью, теперь появился новый ход для сбора денег - краудфандинг. Это пожертвования на съемки через Интернет. Мы решили пойти этим путем: пустить, как говорится, шапку по кругу. Надеемся, что возродить старую легенду, семейную сагу о людях, ставших зрителям родными, народ поможет.
- Когда вы снимали первую «Зимнюю вишню», шапку по кругу не пускали?
- Вопрос денег вообще не стоял. Тогда если у режиссера была интересная идея и хороший сценарий, то на государственном уровне все быстро решалось. В те времена искали не деньги, а сценарии, и подбирали для их экранизации режиссеров.
- И диктовали идеологические установки?
- Конечно, редакторы и члены художественного совета соблюдали определенные правила, но они приносили только пользу. Кино - творчество коллективное, и ему на пользу коллективное же обсуждение. Ничего оскорбительного для меня как режиссера в этом не было. Я не пренебрегал мнением худсовета, выслушивал идеи. Это совсем не значило, что я тут же брал под козырек, но выслушать чужое мнение - это совсем не худо. В конечном итоге эта коллективная работа принесла успех. Редакторы, кстати, не только давали установки, но и представляли интересы зрителей, защищали их от халтуры. А кто сейчас защищает зрителя?
Перепроданный Холмс
- Игорь Федорович, вы сказали, что «Зимняя вишня» - самый востребованный ваш фильм. А как же сериал о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне? Неужели его покупают для показа на телеканалах реже?
- О, если бы мы были владельцами «Холмса», мы бы с вами сейчас разговаривали не на Петроградской Стороне, а, наверное, на Багамских островах! Увы, наша студия не является правообладателем этих произведений.
- А кому принадлежат права на этот сериал?
- Это вообще неизвестно. Великая тайна. Когда-то давно «Ленфильм» его продал, а затем пошла продажа-перепродажа, и найти концы невозможно. Я, признаюсь, их и не ищу. Берегу силы для работы.
- А продолжение сериала про Холмса возможно?
- Англия, девятнадцатый век, придуманные ситуации - сегодня мне это уже не интересно. Да и в общем - незачем. Вот «Зимняя вишня» - не просто художественное произведение, а его герои - не просто вымышленные люди. Для меня они живые, настоящие, прожившие жизнь вместе со зрителями и отразившие наше существование. Я хочу, чтобы они продолжили жизнь и сегодня.
Людмила АНДРЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»