История вокруг переноса в Михайловский замок иконы «Ангел Златые Власы», хранящейся в Русском музее с 1934 года и ставшей одним из его символов, продолжает набирать обороты. И «обороты» эти затрагивают не только собственно произведение искусства, но и обстановку внутри коллектива музея, решившего, что «на миру и смерть красна», и активно вовлекающего в борьбу за икону средства массовой информации. Очередная пресс-конференция, посвященная на этот раз решению расширенного научно-реставрационного совета, обследовавшего икону и постановившего, что трогать ее категорически нельзя, и была созвана с целью донести до широкой общественности эти выводы.
Что интересно, директора музея Владимира Гусева на встрече с журналистами не было. Его, как было сообщено, «срочно вызвали в министерство». У подозрительных журналистов сразу же возник вопрос: а не по поводу ли этой самой иконы? Ведь на прошлой пресс-конференции именно Гусев отбивался от упреков некоторой части подведомственного ему коллектива в том, что он якобы «из карьерных соображений» не может дать отпор Министерству культуры, выразившему желание - с подачи некоего фонда «Иваново дело» во главе с бизнесменом Сергеем Шмаковым - перенести «Ангела Златые Власы» в храм Михаила Архангела в Михайловском замке.
Опасения эти вполне понятны. Потому что именно этот фонд - при активной поддержке Министерства культуры - в 2008 году «отжал» у музея икону Торопецкой Божией Матери. Которую вроде бы забрали временно, на год, да так и не вернули. И сегодня она украшает храм подмосковного коттеджного поселка. Причем уже на совершенно законных основаниях. В 2011-м Минкульт передал ее в Московский реставрационный центр имени Грабаря, и теперь Русский музей к ней вообще не имеет никакого отношения. То есть Торопецкую икону Гусев отстоять не сумел. И коллектив боится, что то же самое может случиться и с «Ангелом Златые Власы».
Хотя представлявшие руководство музея на сегодняшней пресс-конференции и. о. замдиректора по научной работе Григорий Голдовский и и. о. главного хранителя Ольга Бабина уверяли, что в 2008 году был первый такой случай и опыта борьбы у них еще не было, да и давление оказывалось «беспрецедентное и с беспредельной наглостью», потому и произошло то, что произошло. Но теперь-то у сотрудников музея «есть понятие, как этому противостоять». Похоже только, что «понятие» это заключается в классическом девизе «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Вот и устраиваются сейчас всевозможные «расширенные советы» и пресс-конференции - цель которых одна: добиться того, чтобы икону «Ангел Златые Власы» оставили на месте. Где ее могут ежедневно видеть сотни посетителей музея, в то время как в храме Архангела Михаила - реставрация которого к тому же еще не завершена - лишь единицы верующих.
Икона с почти тысячелетней историей стопроцентно имеет целый ряд «хронических заболеваний», при которых явно не рекомендованы выносы на свежий воздух
Конечно, место любой иконы - в церкви, но «Ангел Златые Власы» - реликвия особой значимости, достояние России. С момента обнаружения в 1864 году она хранилась только в музеях. Над ней годами работали реставраторы. Она не использовалась как предмет культа как минимум с XVIII века.
Естественно, совет, участниками которого стали как представители Русского музея, так и других организаций, в том числе НИИ реставрации, Музея истории религии и того же Центра имени Грабаря, постановил, что икону переносить в другое помещение нельзя. Доводы были приведены и научные - вполне аргументированные, перечислять которые можно долго, и романтичные. В том числе и такой: есть версия, что предметы искусства привыкают к своему месту - как люди с хроническими заболеваниями, которые в спокойном состоянии могут никак себя не проявлять, а стоит тронуть - и всё, процесс пошел. А уж икона с почти тысячелетней историей («Ангел Златые Власы датируется XII веком) стопроцентно имеет целый ряд «хронических заболеваний», при которых явно не рекомендованы выносы на свежий воздух. Между тем в случае перенесения в храм Михайловского замка ее планировалось использовать во время крестных ходов.
Но похоже, что «процесс пошел» и в самом Русском музее. Потому что иначе такой по большому счету простой вопрос давно бы уже решился - быстро, однозначно и на том уровне, на каком и должен решаться. Ведь в конце концов кто-то должен притормозить развитие «хронических заболеваний». Или нас ждет еще не одна пресс-конференция по поводу судьбы иконы «Ангел Златые Власы»?
Алиса ИВАНОВА,
интернет-журнал «Интересант»