За непростую задачу - показать всю противоречивость фигуры Екатерины II, которая в народном восприятии считается одним из лучших правителей России («Век золотой Екатерины…»), - взялись в Русском музее. Открывшаяся здесь выставка «Екатерина II в стране и в мире» насчитывает более четырехсот произведений искусства - от живописи и скульптуры до изделий из фарфора, стекла и костюмов - как из фондов самого Русского музея, так и из других музеев и частных коллекций. Многие из них публика увидит впервые. И все эти экспонаты, несмотря на их «разножанровость», создают целостную культурно-историческую картину жизни общества времен правления Екатерины II.
Женщина во власти
Но выставок, посвященных этой царской особе, каждый год во всем мире открывается с десяток. А уж про фильмы о Екатерине и говорить нечего - богатая событиями история жизни дочери прусского князя Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, ставшей российской императрицей, кажется, просто создана для экрана. Чем кинематографисты активно и пользуются, в основном, конечно, уделяя внимание перипетиям личной жизни Екатерины.
Вот от штампов и постарались уйти создатели выставки в Русском музее, для чего, во-первых, не стали соблюдать какую-то хронологическую последовательность, а во-вторых, не сделали акцента на том или ином событии, а просто показали произведения искусства, олицетворяющие собой екатерининскую эпоху. Эпоху больших перемен, масштабных военных кампаний и расцвета искусств. И в то же время - эпоху женщины, которая волею судеб оказалась так высоко.
Поэтому в залах Михайловского замка, где проходит выставка, можно увидеть и предметы быта, окружавшие императрицу, - например, кресло, столик, стеклянную жирандоль, бронзовый чернильный набор, фарфоровый столовый сервиз - и картины, повествующие о ее политических и военных свершениях.
От карикатур до парадных портретов
Причем особый интерес у публики вызывают не батальные сцены и запечатленные на холсте путешествия Екатерины, в том числе в Крым, а… карикатуры.
Их, оказывается, в ее время было достаточно. И иногда это были не просто рисунки, а настоящие картины - маслом, в рамах. Правда, их художественная ценность от этого не возрастала, но общую атмосферу, царящую в обществе, они передавали.
Конечно, создавали карикатуры «враги» российского государства. Так, два десятка карикатур нарисовали англичане, находящие в конфликте с Россией во время Очаковского кризиса. «Русская медведица и ее непобедимый наездник в бою с Британским легионом», «Прусский боксер и его союзники пытаются усмирить имперскую Катьку» - особо создатели карикатур не церемонились.
И даже на смерть императрицы была создана карикатура под названием «Миг осознания, или Повесть для будущих времен», где находящейся при смерти Екатерине являются видения в виде приписываемых ей жертв - отравленный муж Петр III, закованный в кандалы польский король Станислав Август Понятовский, многочисленные убитые, повешенные и обезглавленные. А два беса уже разжигают огонь в дьявольском сундуке с надписью «Для души Кейт». Не любили, одним словом, Екатерину англичане. Видела ли она, считавшая себя просветительницей и благодетельницей, эти рисунки - неизвестно. Но в любом случае их наличие не изменило ход истории.
Зато русские художники, естественно, старались императрицу воспеть. Изображали ее и «законодательницей», и «повелительницей искусств», и богиней мудрости Минервой. В образе Минервы Екатерина изображена и на самом знаменитом своем портрете - работы жившего в России почти двадцать лет итальянца Стефано Торелли.
Надо заметить, что как любая женщина к своим изображениям императрица относилась очень трепетно. При этом позировать не любила, и художникам приходилась писать ее портреты «по классическим образцам», коих насчитывалось четырнадцать. А вот художнику Левицкому повезло больше - его жена была очень похожа на императрицу и служила ему моделью.
Но никаких особых указаний художникам Екатерина, как и положено просвещенному монарху, не давала. Даже если портрет ей и не нравился и она считала себя похожей на нем на «шведскую кухарку» - именно такую характеристику дала Екатерина одному из своих изображений. При этом - никаких репрессий.
Всего же на выставке представлено несколько десятков портретов Екатерины - от работы Гроота, где Екатерина еще «великая княгиня» и к тому же брюнетка, до «возрастных» ее изображений.
Каждому - свою медаль
Сподвижники Екатерины, коих за 34 года ее правления было немало, тоже не остались без увековечения.
Потемкин, Орлов, Зубов, успешно совмещавшие карьеру и личную жизнь под чутким руководством Екатерины, на портретах - при параде и в полный рост. Особняком - скромный бюст Суворова. Тут же - медали и ордена, многие из которых императрица учреждала для «поднятия патриотического духа» и награждения особо отличившихся. При этом любой желающий мог заказать себе любую медаль, когда-либо выпущенную на Монетном дворе. То есть были бы деньги - и ты уже кавалер всех возможных орденов наравне с теми, кто их действительно заслужил.
И такие противоречия - во всем. На выставке в Русском музее им не стали давать оценок, а просто постарались представить как можно ярче. В результате чего процветавший несколько столетий назад в России «просвещенный абсолютизм» оказался не так и далек.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»