«Елки Последние» станут самыми трогательными, добрыми и волшебными из всех, потому что любимые герои будут прощаться со зрителями» - гласит анонс картины. Верить не нужно: всё сказанное - абсолютная неправда. Процитированными эпитетами оформлено безудержное желание создателей загнать зрителей в кинотеатры почти всероссийским стадом - разумеется, по билетам с праздничным ценником. Что же насчет якобы «прощания» - даже не надейтесь. Не для того франшизы выдумываются.
Режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов, породивший все эти «Елки», давно подсадил на свой продукт массового потребителя. Что стало возможным благодаря беспрецедентной в истории российского кино рекламной кампании. Но качественен ли этот продукт? Это ведь как в супермаркетах: схватишься за красивую обертку, знакомую по рекламе, - какой-нибудь «Сникерс», а там - кака с пальмовым маслом. Вроде даже вкусно, а организм изнутри разрушается. И всё равно: придешь в следующий раз - и снова купишь.
В случае с «Елками» действует аналогичный механизм. Парочка придурков в исполнении Урганта и Светлакова, являясь сквозной темой всей франшизы, вызывают условный рефлекс у публики. А далее в долю принимаются наиболее ходовые на момент начала производства очередной «елочной» части актеры, которые вставляют на пять копеек своих талантов и способностей. В результате получается прилично зарабатывающее сообщество.
Один Бекмамбетов с «последними» елками не справился. Ему в помощь позвали еще трех (!) режиссеров. Это Егор Баранов, известный недавними ужастиками на гоголевскую тему. Еще Александр Котт, чей слезовыжимающий «Спитак» только-только провалился в прокате. И, наконец, Анна Пармас, сделавшая себе имя на сериале «Осторожно, Задов!» и клипах на песенки Сергея Шнурова.
Какие же душещипательные истории припасены ими для зрителя к «финалу» франшизы? Пасынок помогает своему звероподобному отчиму (Дмитрий Нагиев) устроить союз со своей матерью (Елена Яковлева). Помощь весьма своевременна - персонаж Нагиева находится в запредельном отчаянии и, вроде, не собирается жить дальше. Два молодых и не очень интеллектуальных спортсмена отправляются в ресторан известной американской сети быстрого питания: один жаждет благосклонности кассирши, другой ему способствует. Продакт плейсмент в итоге получается знатный - не только этой конкретной сети, но и кучи других брендов. Собственно, такой бесстыжей монетизацией отличались все части «Елок» - что уж тут-то удивляться.
Еще одна история повествует о наивной и пылкой привокзальной продавщице кофе, которая мчится за популярным сволочным актером, купившим у нее стаканчик и построившим глазки, не замечая, что настоящая любовь - рядом, баранку вертит. Толстая тетка берет в заложницы Веру Брежневу - только эта популярная певица может смягчить жестокое сердце ее мужа, который не хочет общаться со своим старым отцом. Последнего играет Юрий Кузнецов - единственный настоящий актер на весь фильм. Среди попсовиков, косящих под кинозвезд, он выглядит жалко. Но какая новогодняя картина без хеппи-энда: усилиями всех героев с помощью всей страны родственники воссоединятся, плохое прошлое забудется, а будущее окажется, как и полагается, светлым и прекрасным.
Про «всю страну» сказано не просто так. Пресс-релиз картины гласит: «От Калининграда до Находки - Россия в «Елках» стала единым пространством». Создатели подчеркивают единство Родины перечислением городов и локаций, где проходили съемки. Обширная география отражена и непосредственно в сюжетах - герои живут и действуют в самых разных уголках нашей страны. Даже трейлер картины начинается с изображения России с красиво подсвеченными границами на фоне земного шара. Только вот что интересно: Крыму в этой «елочной» России места не нашлось. Есть с чем сравнивать: по счастью, Калининградская область не отправлена вместе с несчастным полуостровом в заграничную тьму. Горит ярко - видно, что российская.
То, что Крым в «Елках» оставлен за пределами России, имеет вполне понятное объяснение: Тимур Бекмамбетов давно занимается творчеством в Штатах, а в России - только зарабатывает деньги. Тем более, он уже объявил, что проект становится международным. Так и будет называться: «Международные елки». Вот и выходит, что Крыму демонстративно не нашлось место в картине, на которую, между прочим, выделил государственные деньги Фонд кино.
И, наконец, - об анонсированном расставании со зрителем (интересно, как оно сочетается с заявленными международными горизонтами проекта?). Свежие новости: «Елки» станут сериалом на канале СТС. А в перспективе - и отдельным нишевым каналом. Эх, как это все-таки по-торгашески: если рубить елочку, то под корешок, если бабло - то до последнего рубля. А лучше доллара.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»