Нельзя сказать, что уходящий год был богат на какие-то значимые культурные события. Тихий такой год был - без культурных революций и потрясений. Хотя их ждали и прогнозировали. Но то, о чем так много говорили - а именно уход руководителя Министерства культуры Мединского в связи с формированием нового правительства, - не случилось. Мединский остался на своем месте. А значит, остались «на своем месте» и те тенденции, которые он продвигает в культурной политике.
1. Легенды уходят. Кто займет их место?
Сначала, как и всегда при подведении культурных итогов, вспомним имена великих артистов, режиссеров, писателей, певцов и поэтов, ушедших от нас в 2018-м. Это - Олег Табаков, Николай Караченцов, Иосиф Кобзон, Станислав Говорухин, Олег Анофриев, Андрей Дементьев, Эдуард Успенский, Шарль Азнавур, Монсеррат Кабалье, Людмила Сенчина, Кира Муратова, Михаил Державин, Роман Карцев. Уход Табакова привел к переменам в главном театре страны - МХТ им. Чехова. Место художественного руководителя там занял Сергей Женовач. Перемены коснулись и другой части бывшего МХАТа - МХАТ им. Горького. Татьяна Доронина, которая, к счастью, жива-здорова, теперь будет занимать почетную, и скорее номинальную, должность президента театра, а во главе творческой труппы будет стоять триумвират, в составе которого оказался и писатель Захар Прилепин. В любом случае без изменений в репертуарной политике обоих театров не обойдется.
2. Изгнание Юрия Бутусова из Петербурга
Но если в Москве легенды уходят по объективным причинам, то уход из петербургского Театра им. Ленсовета его худрука Юрия Бутусова никакой объективностью объяснить невозможно. Скорее наоборот - субъективностью… местных чиновников, которым откровенно не нравился режиссерский стиль Бутусова и они считали возможным диктовать ему, что и как надо ставить. И зарубали на корню все его предложения по реорганизации работы театра. Бутусов не выдержал и написал заявление об уходе, которое тут же подписали. Сегодня он - главный режиссер московского Театра им. Вахтангова и лучший режиссер страны, по мнению жюри «Золотой маски», - продолжает получать различные премии за спектакли, поставленные им в Театре им. Ленсовета в бытность его худруком. Театр же до сих пор живет без художественного руководства.
3. Успех отечественного спортивного кино
Вышедшая на экраны в конце 2017-го, но поднявшаяся на вершины рейтингов в новогодние каникулы уже 2018-го картина о советских баскетболистах «Движение вверх» положила начало целой веренице аналогичных фильмов. И все они вызывали такой же повышенный интерес зрителей. «Лёд» и «Тренер» хоть и не догнали «Движение» по сборам, но тоже собрали невиданную для российского кино кассу.
4. Подготовка к Году театра и Театральной олимпиаде
2019-й объявлен в нашей стране Годом театра. Но открылся театральный год уже в декабре 2018-го, то есть подготовка к нему, а тем более к Театральной олимпиаде, которую по значимости, если выражаться спортивным языком, можно приравнять к чемпионату мира по футболу, должна была идти полным ходом. Пока никакой заметной работы в этом направлении со стороны чиновников не видно. На что сетует и отвечающий за Театральную олимпиаду, которая пройдет в культурной столице, получивший в этом году престижную Европейскую театральную премию худрук Александринского театра Валерий Фокин.
5. Продолжение выставочного бума
С чем в культурной жизни страны было все хорошо, так это с различными выставками. Музейный бум, начавшийся несколько лет назад, продолжается, и сегодня очередями на выставки никого не удивишь. Петербург в этом плане не отстает. В 2018-м здесь прошло столько знаковых выставок, что все и не перечислишь. А отмечавший юбилей Русский музей «в подарок» получил крыло Михайловского замка, которое долгие годы занимала библиотека военно-морского ведомства. Исторические помещения достались музею в таком виде, что просто страшно. Тем не менее уже в ближайшее время их собираются привести в порядок, и вполне может быть, что скоро и туда будут выстраиваться очереди.
6. Новые «посадки» на культурной почве
Борьба с коррупцией распространилась и на сферу культуры. У «вечного» дело «Седьмой студии» появились «коллеги». И несмотря на то что заместитель Михаила Пиотровского получил условный срок за хищение средств при реконструкции Запасного дома Эрмитажа. А впереди у Михаила Борисовича - другое большое строительство, недавно Эрмитаж заключил многомиллионный контракт на реконструкцию здания Биржи на Стрелке Васильевского острова в Петербурге под музей геральдики. Строительство культурных объектов - это вообще больная тема. Особенно в нашем городе, где здания для Театра балета Эйфмана и додинского МДТ строят так долго и «тщательно», что без уголовных дел вряд ли обойдется.
7. ТВ уступило позиции Интернету
Интерес россиян в 2018 году окончательно переместился с ТВ на Интернет. Где появляются персонажи и звучат мысли, которые никогда не увидеть и не услышать по телевидению. И вот уже рейтинги интервью, которые берет Юрий Дудь, бьют рейтинги телеинтервью, которые берет Владимир Познер, и сам Михалков соглашается побеседовать с Дудем в интернет-эфире.
8. Шнур как кумир обывателей
В уходящем году группировка «Ленинград» собрала зенитовский стадион. Ни одному другому коллективу это сейчас не под силу. Шнур продолжает оставаться властителем дум обывателей и офисного планктона, а это - огромная аудитория, чуть ли не половина страны. К тому же теперь он еще и комментирует различные события - в стихотворной форме. Причем очень оперативно - получается практически выпуск новостей в стихах.
9. Новая версия «Простоквашино»
Вместо того чтобы придумать свои «нетленки», создатели новой версии мультика про «Простоквашино» взяли проверенный вариант и сделали его продолжение. Где персонажи вроде те же, но выглядят чуть-чуть иначе, и говорят чуть-чуть иначе, и всё вообще чуть-чуть не так, как было в первых, классических сериях. Народ возмутился. Новое «Простоквашино» получило самые негативные отклики и вызвало возмущение у россиян. Несмотря на это, нас, судя по всему, и в следующем году ждет новое, «чуть-чуть не такое» «Простоквашино».
10. Документы Цоя за огромные деньги
Паспорт Виктора Цоя, который каким-то образом обнаружился за чьим-то холодильником, был продан с аукциона за 9 миллионов рублей. Там же продали записную книжку рок-музыканта и рукописи двух песен. Сразу же стали появляться и другие артефакты, связанные с творчеством Цоя. Где были все эти вещи ранее и почему всплыли только сейчас, - можно лишь догадываться. Но если вещи Цоя продают с аукциона - значит, музыкант уже попал в историю.
Культурные итоги года подвела
Алиса ИВАНОВА,
интернет-журнал «Интересант»