Российский символизм, неоклассицизм и импрессионизм уже были темами выставок Русского музея. Теперь пришло время экспрессионизма, тоже российского, который за границей долгое время считался несуществующим. То есть такого направления живописи в представлении мирового сообщества у нас как бы не было. На самом деле российский экспрессионизм не только был, он вполне успешно развивался начиная с 1900-х годов, ничуть не отставая от заграничных аналогов. И доказательством тому - почти триста работ отечественных экспрессионистов, которые можно увидеть на выставке в корпусе Бенуа, где обычно и проходят все знаковые вернисажи Русского музея.
Примечательно, что организовать выставку музейщикам помогли банкиры. Собственно, и сто лет назад, во времена, когда творили экспрессионисты, меценатство было главным стимулом развития искусства - как в Европе, так и в дореволюционной России.
«Мы с Русским музеем давние друзья, - сказал на открытии выставки руководитель департамента маркетинга и рекламы банка ВТБ - старший вице-президент Виктор Шкипин. - Все наши совместные работы становятся праздником для искусствоведов и любителей. Уверены, что работы Шагала, Ларионова, Гончаровой и других экспрессионистов, которые творили в начале ХХ века, тоже не оставят публику равнодушной, и эта выставка станет ярким культурным событием».
Причем ярким культурным событием выставка явно станет не только для нашего города, она должна поставить окончательную точку в процессе ввода российского экпрессионизма в контекст мирового искусства как самостоятельного явления.
Многие из картин, которые представлены в корпусе Бенуа, отдельно неоднократно выставлялись. Но вот все вместе они собраны впервые. А некоторые из них вообще не знакомы широкой публике. И специально для выставки даже были отреставрированы такие картины, как «Дама в шляпе» Эдуарда Спандикова, «Обнаженный мальчик» Надежды Лермонтовой, «Канал» Натана Альтмана.
В общем, спектр - полный. От всем известных Филонова, Кончаловского и Шагала до совсем ничего не говорящих имен. Но идея одна - бунтарская. Они все были бунтари, российские, и не только, экспрессионисты. Их не слишком волновало содержание произведения, гораздо важнее было выразить себя, свое отношение к происходящему в обществе - а происходило в начале ХХ века черт-те что. Отсюда разрушение устоявшихся канонов живописи и красоты, искажение изображений - даже если дело касалось автопортретов (яркий пример тому - «Автопортрет» Анатолия Гусятинского) и буйство, казалось бы, несовместимых красок.
Так творить могли только люди, которым нечего терять. Кстати, одна из картин погибшего в блокадном Ленинграде Павла Филонова так и называется - «Кому нечего терять». Он написал ее еще в 1911-м.
Но есть на выставке и вполне сдержанные работы. Как, например, «Пустынная набережная» Антонины Софроновой или «Наездница и арлекин» Михаила Соколова. И тут же - безумная «Прогулка» Израиля Лизака и расползшийся как в тумане «Город на Западной Двине» Александра Лабаса. Или остросоциальные «Музыканты» Николая Дормидонтова.
Российские экспрессионисты работали в одиночку и объединялись в различные «арт-группы», иллюстрировали «футуристические книги», которые порой создавались на обоях и старых документах, и шли в ногу со временем, делая плакаты на злобу дня.
Интересно смотреть на даты рождения и смерти художников. Одни из тех, кто стоял у истоков экспрессионизма у нас в стране, умерли молодыми, даты смерти других - неизвестны, а некоторые дожили до конца ХХ века. То есть судьбы очень разные. Но всех тех, кто начинал это движение, в 1930-х, когда в моду вошел социалистический реализм, объявили формалистами - со всеми вытекающими. Кто смог - «переобулся», кто не смог - остался верен себе, то есть был обречен на жизнь без заказов, без возможности выставляться, а иногда и без возможности просто жить.
Но экспрессионизм не умер. Подтверждением чему должна стать выставка под названием «Эхо экспрессионизма», рассказывающая о развитии этого направления живописи уже в конце ХХ века. Ее в Русском музее планируют показать через год. А пока здесь можно увидеть, с чего всё начиналось.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»
Фото автора и агентства «Интерпресс»