Петербургским любителям музыкального жанра в этом сезоне, похоже, окончательно придется распроститься с привычной театральной табелью о рангах. Ведь площадки второго эшелона становятся лидерами городской афиши, а бывшие гранды всё больше теряют лояльность поклонников. Объявленные - и особенно необъявленные - планы на сезон 2019-2020 в полной мере подтверждают такой вывод.
Это вам не «Онегина» спеть!
Подбор новых названий в репертуар того или иного театра сведущему человеку скажет о многом: от состояния труппы и оркестра до технических возможностей сцены и наличия твердых договоренностей с приличными постановщиками и приглашенными дирижерами - а таковых, к сожалению, не так уж много. И всё это факторы исключительного значения. Скажем, при всей, казалось бы, разнообразной палитре достойных певцов и певиц, творящих в Санкт-Петербурге, местные меломаны никак не могут дождаться постановки «Нормы» - редкие и маловразумительные концертные исполнения только укрепляют во мнении, что достойно и, самое главное, стабильно исполнять шедевр Беллини в нашем городе просто некому. Зато можно ставить на поток такие тоже очень красивые, но гораздо более дружественные к возможностям вокалистов сочинения, как «Евгений Онегин» или, скажем, «Отелло». Особенно если основательно подрихтовать партитуру под себя и родной коллектив, самонадеянно поправив композитора.
Гораздо больше вдохновляет публику подход, которым заявляют о себе театры, не увенчанные многоярусной историей, а потому гораздо более способные к переменам, экспериментам и поискам. Здесь появляются и новые названия, и расширяются границы жанра. Главное для них - не перемудрить и сконцентрироваться на технике исполнения. К счастью, многие примеры убеждают в ответственности команд «новой волны». Хотя бывает и по-иному.
«Неуверенное бормотание» в «доме Вагнера»
Итак, бросим взгляд на афишу только что начавшегося сезона. Логично будет начать с нашего «музыкального всего» - Мариинского театра.
На фоне, прямо скажем, не впечатляющего прошлого сезона, театру Валерия Гергиева хорошо бы как-то встрепенуться и прийти в тонус. Тем более что прошедшее лето отметилось скандалом в творческой биографии маэстро. После исполнения премьеры постановки оперы «Тангейзер» на Байройтском фестивале в Германии, Гергиева попросту освистала и забукала часть публики (возгласом «бу!» в Европе принято выражать свое недовольство увиденным). Вроде бы, забукали, да и бог с этим - с кем не бывает. Но вот как раз Валерий Абисалович и не привык к такому изъявлению чувств и эмоций. Для того чтобы в полной мере прочувствовать драматичность происшедшего, поясним, что Байройтский фестиваль является настоящим «домом Вагнера», а «Тангейзер» (о, это опасное название!) - одна из визитных карточек как классика немецкой музыки, так и самого Гергиева, носящего неофициальный титул «вагнеровского» дирижера.
В этом скандальном случае дело дошло до того, что свои претензии на страницах самого авторитетного немецкого издания Die Zeit посчитал необходимым высказать известный критик Флориан Циннекер, который отметил, что публика была разочарована, исполнение было «размытым» и напоминало «неуверенное бормотание». Обозреватель назвал и предположительную причину провала: маэстро Гергиев слишком распылился в планах, сконцентрировав в своем календаре дирижерство «Женщиной без тени» в Вербье, «Симоном Бокканегрой» в Зальцбурге - и всё это на фоне «небольшого японского турне» и других концертов. По мнению Циннекера, данный факт неизбежно сказывается на качестве репетиций: «Гениальное исполнение, конечно, сделало бы вопрос репетиции совершенно неактуальным. Но так как гениальности не хватало, то можно уже задаться вопросом, почему вообще такое могло произойти; в конце концов, никто не должен дирижировать в Байройте, если он не хочет».
Вторая жена Безрукова на первых ролях
К чему вся эта история? Дело в том, что такая гастрольная насыщенность, подразумевающая неизбежное распыление сил, неминуемо приводит к сбоям в системе, которая обязана быть стройной: планирование - работа постановщиков и технической части - качественные репетиции в достаточном количестве - появление новой продукции в репертуаре. Но о какой стройности, о какой выверенности рабочего календаря можно говорить, если Мариинский театр из года в год с упорством, достойным лучшего применения, не анонсирует свои планы на текущий сезон? Информация о премьерах выдается по чайной ложке, в то время как остальные мировые оперные дома, к которым, конечно же, относится Мариинский, анонсируют свои планы и расписание задолго до начала нового сезона.
Вот и теперь широкой публике известно только о первой осенней премьере: в конце октября в Концертном зале Мариинского театра будет представлена опера Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» в постановке Анны Матисон - нынешней супруги Сергея Безрукова, которая в последние годы выпустила экранизации нескольких спектаклей Мариинки на видео и сама поставила «Золотого петушка» Римского-Корсакова. Особых восторгов «Петушок» не снискал, тем не менее, как мы видим, вторая жена Безрукова остается одним из основных имен в империи Валерия Гергиева.
Что касается остальных премьер театра, создается впечатление, что в Мариинском просто не знают о грядущих решениях Гергиева. А может, и он сам тоже.
Начо Дуато больше никто не обидит?
На фоне такой прискорбной неопределенности планов Мариинки всё ясно с грядущим сезоном в Михайловском театре. И это - не та уверенность, которая позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.
В ведомстве Владимира Кехмана заявили всего лишь о двух премьерах. В ноябре режиссер Большого театра Игорь Ушаков поставит в Михайловском «Аиду» Верди. Одна из самых часто исполняемых опер - точно рассчитанный кассовый ход, билетов будет не достать. Остается вопрос: смогут ли на площади Искусств самостоятельно спеть это произведение или снова придется приглашать импортированных звезд? Других интриг не предвидится.
А пока, в начале октября, в Михайловском театре состоялась балетная премьера: на смену «Баядерке» Минкуса в постановке Михаила Мессерера, которого не смогли удержать в Петербурге, пришла версия Начо Дуато, бывшего пару сезонов худруком балетной труппы Михайловского театра и нынче вернувшегося на прежнюю должность.
В 2014 году испанский хореограф под благовидным предлогом покинул Михайловский и уехал в Германию, чтобы занять пост интенданта Государственного балета Берлина. Контракт с ним в столице Германии не был продлен, и вот - снова Петербург.
В основу таких карьерных метаний легли события, о которых в скандальном интервью газете «Московский комсомолец» поведал в свое время сам Кехман.
«Я потерял Начо Дуато. Он гей, и он не смог жить здесь по причине пед…в, абсолютно наглых, беспринципных, которые считают, что они имеют право на всё. И это для меня, конечно, является вызовом», - заявил худрук Михайловского театра.
Возвращение Дуато, видимо, свидетельствует о том, что все неприятности, связанные с Петербургом, для него с годами, пардон, рассосались, и теперь никто, снова пардон, не встанет между публикой, воспитанной на классических примерах хореографии, и вполне предсказуемыми откровениями постановщика-модерниста.
Шанс для других площадок
Пока в Мариинском и Михайловском - очевидные трудности, шанс на развитие и продвижение получают, как мы уже сказали в начале, площадки второго эшелона.
Театр «Зазеркалье», конечно, не сравнить с грандами. Между тем, в этом сезоне в нем тоже планируются свои большие вызовы. Впрочем, если с оперой «Алиса в Зазеркалье» всё понятно - где, как не здесь! - то планы поставить в этих стенах «Отелло» заставляют насторожиться. Непрофильные для детского театра «взрослые» постановки как-то особенно воздействуют на потенциал «зазеркальных» творцов - один не в меру соленый «Декамерон» чего только стоит. Планируемая к постановке опера Верди, понятно, во многих отношениях комфортна. Но всё же на ум приходит поговорка про Сеньку и его шапку. Впрочем, за сам факт такого вызова - спасибо.
Очень интересна творческая заявка Театра «Буфф». Сегодня здесь представят мюзикл Максима Дунаевского «Коломба, или Бумажные розы», который создан композитором в содружестве с режиссером Исааком Штокбантом по пьесе Жана Ануя специально для этой сцены. Но о дальнейших планах в театре тоже пока не распространяются, что вызывает определенное беспокойство.
Великолепно отработавший прошедший сезон и встретивший девяностолетний юбилей Театр музыкальной комедии покажет в декабре романтическую оперетту Сергея Баневича «Стойкий оловянный солдатик» в постановке Анастасии Удаловой. А в мае будущего года голландский режиссер Корнелиус Балтус, перенесший на сцену Музкомедии такой безусловный хит, как «Бал вампиров», выпустит здесь мюзикл Клода-Мишеля Шенберга и Алена Бублиля «Мисс Сайгон». Спектакль отталкивается от сюжета оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» и никогда ранее не ставился в России. Предполагается, что вместе с Балтусом будет работать интернациональная команда из России, Японии, Венгрии и Италии, но переговоры еще ведутся.
Музыкальное меню всё-таки будет разнообразным
Обширные планы на сезон сверстали в театре «Санктъ-Петербургъ опера». Здесь готовят к постановке спектакль «Эсмеральда» Александра Даргомыжского, оперу «Электру» Рихарда Штрауса и еще один проект - романтическую оперу Генриха Маршнера «Вампир», которая нынче совсем позабыта. Аудиозаписи произведения весьма немногочисленны и выполнены давным-давно, а на отечественных подмостках опера шла только в Москве почти два века назад - в 1830-х годах.
Совсем особую заявку сделал на начавшийся сезон театр «Мюзик-Холл» Здесь уже прошел концерт русской классической музыки, в котором принял участие итальянский пианист-виртуоз Людовико Тронканетти, впервые выступивший в России. А сегодня, 18 октября, Лев Рахлин выпускает премьеру мюзикла «Шелк»: утонченный сюжет о любви французского предпринимателя, работающего над созданием шелка, и японской гейши вместе с режиссером воплотят композитор Иван Кушнир и художник Вячеслав Окунев. Еще одной премьерой сезона станет спектакль «Звезду заказывали?» - своеобразное ревю, рассказывающее зрителю о закулисье музыкального театра. В мюзикле прозвучат хиты Леонарда Бернстайна, Эндрю Ллойда Уэббера, Джона Кандера, «аббовцев» Бенни Андерсона и Бьорна Ульвеуса, других композиторов.
Именно такое разнообразие творческих планов «малых» петербургских театров - порука тому, что у петербуржцев всё же будет разнообразное музыкальное меню. И такой пример - другим наука. Даже если эти «другие» очень взрослые и знаменитые.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»