Если все в курсе, что 2018-й - год Желтой Собаки, то о том, что в России это еще и Год театра, знают немногие. А это именно так. И в такой год, естественно, надо ждать от наших театров чего-то выдающегося. Правда, проблема в том, что в театрах меряют жизнь не годами, а сезонами. И планы, соответственно, строят на сезон. Но закачиваются сезоны обычно летом, а никак не в декабре. Поэтому нынешний сезон продлится еще полгода, а дальше - перерыв. Но и за это время можно успеть поразить зрителей.
Александринский театр. Фокин
Худрук Александринского театра Валерий Фокин уже в конце января выпускает премьеру спектакля «Швейк. Возвращение» - но не по книге Ярослава Гашека, а по пьесе, написанной на основе этого произведения Татьяной Рахмановой. Действие ее перенесено в наши дни. Ну а маленький человек Швейк, который в романе попал в пекло Первой мировой, теперь пытается выжить в XXI веке, абсурд которого не менее ярок, чем сто лет назад. И не просто выжить, а стать народным героем - настолько возможно стать героем в наши дни. В роли Швейка - Степан Балакшин.
Что же касается спектакля о молодом Сталине, который анонсировался еще в прошлом году, то сразу после премьеры «Швейка» Фокин приступает к репетициям на сцене, а это значит, что есть шанс увидеть эту постановку, пока без названия, еще в этом сезоне.
БДТ. Могучий
В БДТ им. Товстоногова наконец-то выходит обещанный еще к столетию революции спектакль Андрея Могучего по произведениям Юрия Олеши: 26 января - премьера, носящая название «Три толстяка. Эпизод первый. Восстание». Понятно, что от сказки Олеши постановку отделяет пропасть. Но знакомые имена в ней будут, и даже три толстяка присутствуют - в виде космической энергии Т-3, проникшей на Землю из другого измерения и превратившей жизнь там в хаос. С которым будут бороться знакомые всем Гаспар, Тибул и Суок. Что будет делать наследник Тутти - неизвестно. Но спектакль, который назван сказкой-антиутопией и в котором занята чуть ли не вся труппа, рекомендован зрителям с 12 лет. То есть что-то от сказки в нем все-таки останется.
Молодежный театр на Фонтанке. Спивак
В этом году в конце января театралам вообще хоть разорвись. 20, 21 и 28-го премьера и в Молодежном театре на Фонтанке. Семен Спивак выводит на профессиональную сцену уже четвертое поколение своих учеников - третий курс студентов Театральной академии покажет спектакль «Обыкновенные чудики» по прозе Василия Шукшина, который носит подзаголовок «Этюды о светлых людях». Как говорит сам худрук Молодежного, эта постановка - протест против эпохи Интернета и ее ценностей, попытка вернуться к теплым человеческим отношениям. Так что можно сказать, что игра будет «на сопротивление» - поколение Интернета против самого себя. Победителем же в этой борьбе должен стать зритель, который не только вырвется на какое-то время из лап гаджетов, но и увидит будущих звезд театра.
Театр «На Литейном». Тростянецкий
Театр «На Литейном», который в этом году ждет глобальная реконструкция на средства из бюджета Ленинградской области - о том, что театр должен был перейти под юрисдикцию города, кажется, все давно забыли, - тем не менее в феврале должен выпустить премьеру. 17 и 18 февраля здесь покажут «Превращение» Франца Кафки в постановке Геннадия Тростянецкого. Такая символичная премьера из серии «Мы рождены, чтобы Кафку сделать былью», потому что происходящее с театром «На Литейном» вполне в духе этого автора. А вообще «Превращение» нечастый гость на отечественных сценах, зато если за него и берутся, то играют главного героя - Грегора Замзу, незаметно превратившегося из человека в насекомое, - только выдающиеся актеры. Кто сыграет его в «областном» театре - пока секрет.
Театр музкомедии. И здесь - Тростянецкий
Театр музыкальной комедии вроде бы нельзя отнести к категории драматических. Но он давно уже вышел на пограничный уровень, когда и чисто музыкальным его назвать нельзя. Особенно когда за дело берется такой режиссер, как Геннадий Тростянецкий, тот самый, о котором в предыдущем пункте рассказывалось в контексте Кафки. А еще Тростянецкого можно упоминать и в контексте Андрея Белого - его спектакль «Белый. Петербург» в Театре музкомедии уже собрал многочисленные театральные призы. К весне же здесь должна выйти «Бал воров» Жана Ануя, который Тростянецкий ставит на музыку Александра Пантыкина. И если «Бал вампиров», с которого начинался расцвет и жанра мюзикла, и Театра музкомедии, можно отнести к сугубо развлекательным постановкам, то в случае с «Балом воров» вполне можно будет поискать и какой-то смысл.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»