Карнавал - это не всегда Новый год. А вот в новогодние праздники без карнавала не обойтись. Сегодня, правда, традиция эта сходит на нет. А вот в советские времена карнавал и Новый год были практически неразделимы. Вспомним только главный новогодний фильм «Карнавальная ночь», герои которого - взрослые люди - были сплошь «при масках». Что уж говорить о детях - сложно, наверное, найти у нас человека, который не был бы на елке в детском саду зайчиком или какой-то другой живностью. Вот вспомнить о детстве, о старом советском кино и о том, как еще совсем недавно отмечали у нас в стране праздники, и можно на открывшейся в Центре Михаила Шемякина выставке «Маски. Взгляд коллекционера».
А начиналась традиция как карнавалов, так и их атрибутов в России с Петра I, который стал активно прививать европейские карнавалы на русскую почву. Так сказать, из обычной Венеции - в Венецию Северную. Правда, и до петровских времен существовали рождественские колядки и ряженые, но это несколько другой подход к «мероприятию». При Петре же карнавальные маски приобрели другой смысл - светский.
И так продолжалось до 1917-го, когда революция вмешалась даже в праздники. Рождество «заменили» Новым годом, Снегурочка в голубом наряде вытеснила Деву Марию в синем одеянии. Новые времена - новые герои, в том числе и карнавальные.
Надо сказать, что в советском государстве очень серьезно относились к вопросу различных празднований. Изготовлением карнавальных атрибутов занимались целые фабрики. У нас в городе, например, существовала фабрика «Ленигрушка», на которой делали среди прочего и маски. Но, видимо, «Ленигрушка» не покрывала потребности всей страны, так что «масочные» производства развивались и в других городах. Причем иногда производства эти были не совсем профильные. И если в Москве маски делали на ИЗО-фабрике ЦПКиО имени Горького или в артели «Советский картонажник», то в Воронеже этим занимались мастерские спортобщества «Динамо». Еще существовавшие в 50-х в большом количестве артели инвалидов тоже изготавливали маски.
Делались эти маски в основном из папье-маше - бумагу рвали, заливали клеем и лепили из полученной массы маску. Потом заготовки сушили, прорезали глаза и рты, шпаклевали, грунтовали и разрисовывали в соответствии с эскизом, созданным художником. Так что все советские маски - это ручная работа, то, что сейчас называют модным словом hand made. И даже когда в 70-х появились алюминиевые формы и маски стали штамповать из картона, раскрашивали их по-прежнему вручную.
А эскизы для масок рисовали профессиональные художники. На той же «Ленигрушке» работал художник и скульптор Лев Разумовский, и сегодня созданные им игрушки, в том числе маски, можно найти в частных коллекциях и музеях - например, в Русском. На выставке в Центре Михаила Шемякина они тоже есть.
Хотя представленные здесь экспонаты трудно назвать выставочными - все они такие домашние, слегка нелепые, что кажется, будто их только что кто-то носил. И даже те посетители, кто в силу возраста не испытал на себе все прелести ношения таких масок - твердых, с без конца рвущимися тонкими резинками, - испытывают ностальгию. Если и не в реальной жизни, то на экране или в детских книжках они видели всех этих мишек, зайчиков и серых волков. Заячьи уши - это вообще отдельная история. Вот и на выставке для них выделен специальный стенд - это хоть и не совсем маски, но детский праздник без них представить сложно.
Но звериными мордами дело не ограничивалось. Идеология вмешивалась и в карнавальный процесс. Оказывается, с помощью маски вполне можно было стать персонажем сказок Пушкина и «Конька-Горбунка». А еще - Юрием Никулиным или Гагариным.
Сложно представить, что чувствует человек, который надевает маску Гагарина. Но еще сложнее, наверное, перевоплотиться в «Конституцию» или «Канал Волго-Дон». Тем не менее были и такие маски - изготавливались они не массово, а по случаю того или иного события. Ведь карнавал может быть не только новогодний, но и политический. Вот для таких политкарнавалов и делался, например, костюм «Мир непобедим». На выставке его, правда, нет. Зато если спуститься на первый этаж Центра Шемякина, то там можно обнаружить костюмы и атрибуты венецианских карнавалов, некоторые из них создавал сам мастер, некоторые - просто фотографировал. Получилась целая экспозиция, которая стала прологом к выставке советских карнавальных масок.
Казалось бы, где Венеция и где маска «Канал Волго-Дон» - просто разные миры. Но художник Михаил Шемякин продолжает связывать времена и миры - и рождается Вселенная.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»
Фото автора