Петербургский Мюзик-Холл открыл на этой неделе новый сезон концертом, посвященным столетию со дня рождения Леонарда Бернстайна. И уже скоро состоятся две премьеры - оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» и мюзикла «Великий Гэтсби». В этих, а также других ярких музыкальных событиях, подготовленных театром, оркестр «Северная Симфония» под управлением Фабио Мастранджело зазвучит еще полифоничнее: творческий коллектив получил новые качественные музыкальные инструменты. В то же время долгожданная реконструкция старинного здания откладывается из-за низкого темпа оформления Комитетом по строительству Смольного необходимой документации.
То, что свело Тургенева с ума
Шедевр позднего Доницетти петербургская публика увидит 27 и 28 сентября - премьера запланирована именно на эти дни. Впервые в России «Дона Паскуале» представили спустя два года после парижской премьеры: в феврале 1845 года она была исполнена в Петербурге Итальянской оперной труппой. В партии Норины блистала знаменитая Полина Виардо. Тургеневоведы утверждают, что именно после исполнения дуэта-ноктюрна Норины и Эрнесто молодой русский помещик Иван Сергеевич окончательно потерял голову и больше с Полиной Виардо не расставался до конца жизни. В чем заключена чарующая сила музыки Доницетти в опере «Дон Паскуале»? Теперь каждый может по-своему ответить на этот вопрос, посмотрев великолепную музыкальную комедию классика.
Заметим, что «Дон Паскуале» отличается от множества опер отсутствием трагичности, надрыва и мрачного финала. Все заканчивается благополучно - свадьбой, а главенствует на сцене романтическая любовь. Волшебный мир создали австрийский режиссер Ханс Йоахим Фрай с помощью видеорежиссера Вадима Дуленко, художника-постановщика Петра Окунева, модельера Елены Бадмаевой. За дирижерским пультом будет маэстро Фабио Мастранджело. Роль Норины, оказавшая судьбоносное влияние на Тургенева, исполнит солистка театра «Зазеркалье» Ольга Черемных.
«Баттлы», сказки, клавесины…
Еще одна премьера ожидается в октябре - мюзикл «Великий Гэтсби» по мотивам одноименного романа Фицджеральда (композитор Владимир Баскин, автор либретто Константин Рубинский, режиссер-постановщик Наталья Индейкина). В том же месяце состоится концерт «Битва титанов. Чайковский против Римского-Корсакова». По традиции, каждому композитору предоставляется одно отделение, а затем зрители называют победителя.
Еще одна традиция Мюзик-Холла - концерты семейного абонемента «Музыка и сказка». Чудеса творятся и на сцене, и в зале: современные дети увлечены происходящим так, что застывают на креслах, будто сидят за компьютером. В новом театральном сезоне театр музыкально и визуально проиллюстрирует сказки «Дюймовочка», «Снежная королева», «Аленький цветочек» и «Золушка».
А в рамках Международного культурного форума 15 ноября на сцене Эрмитажного театра Мюзик-Холл покажет концерт «Магия старинных клавесинов». Прозвучат фрагменты барочных комических опер Паизиелло и Чимароза в исполнении оркестра «Северная Симфония» с использованием редких клавесинов.
Новый звук в старой акустике
В новом сезоне Мюзик-Холл предоставит петербуржцам возможность услышать звучание не только старинных клавесинов, но и новых инструментов. По сообщению Фабио Мастранджело, недавно театр приобрел арфу, маримбу, виброфон и другие новые музыкальные инструменты. Существенную помощь в этом оказали депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
В противовес этой радостной новости - новость печальная. Реконструкцию старинного здания театра, о которой так много говорилось в прошедшем сезоне и к которой так серьезно готовилось руководство Мюзик-Холла, придется отложить - проектировщики и Комитет по строительству работают медленно.
Как остроумно заметила директор театра Юлия Стрижак, Оперный театр Народного дома императора Николая Второго (ныне Театр «Мюзик-Холл») был построен за два года, а сегодня два года ведется проектирование реконструкции театра. И в бюджет 2019 года реконструкция театра уже не попадает.
До сих пор неизвестно, сколько еще предстоит режиссерам изощряться, чтобы спектакли смотрелись современно (сегодня на сцене нет даже поворотного круга и «идущей» дорожки), а музыкантам - чтобы звук дошел до уха слушателей неискаженным (акустические возможности зала далеки от технологий нашего века). Вероятно, по мнению петербургских чиновников, это делать проще, чем «вылеживать» бумаги?
Людмила АНДРЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»