Прокатчики снова хорошо постарались для семейной аудитории - на экраны страны вышел очередной мультфильм про развлечения инфернальной нечисти. Очевидно, предполагается, что после просмотра «Монстров на каникулах- 3», в прямом смысле наполненных юмором рвотного уровня, аудитория 6+ должна стать более восприимчивой к идее глобальной толерантности.
Эмигрировавший в семилетнем возрасте из СССР Геннадий Тартаковский (ныне - Дженнди Тартаковски) создал и две предыдущие части - «Монстры на каникулах» и «Монстры на каникулах-2». В обеих сериях семейство графа Дракулы следует веселым, но одновременно и полным драматизма путем, стремясь доказать, что не только люди должны благоденствовать на нашей планете. Да и вообще - человеческим созданиям в тесном общении с упырями и вурдалаками будет только лучше.
И вот, после такого погружения в прелести преисподней, мы-таки дожили до выхода третьей части, озаглавленной «Монстры на каникулах-3: Море зовет». На фоне хохм весьма разного уровня - есть и смешные, и хуже сортирных, - и малым детям, и их родителям втолковываются очередные общечеловеческие истины. Что родители не имеют права вмешиваться в дела детей и принимаемые им решения - а также наоборот. Что необходимо принимать живых существ такими, какие они есть, без употребления оскорбительных терминов «извращение» и «патология». Разумеется, не сразу так, в лоб: жесткая дидактика не значится в арсенале студий Sony и Columbia Pictures, где и были созданы «Монстры». Только веселье, только развлечения! А думать, детки, вы будете то, что мы играючи вложим в ваши головки. Вот устремления создателей новой анимационной нетленки. Ну, и деньжат заработать на всякой грязи тоже было бы неплохо.
На фоне безудержного веселья, царящего в фильме, сюжет абсолютно не важен. Он и задан-то схематично. Граф Дракула по наущению дочери оставляет на время свой отель для вампиров и вместе с домочадцами отправляется в морской круиз к Бермудскому треугольнику. У вампира номер один сердечная драма: он вдовствует и это его начинает тяготить. Современные средства коммуникации, включая тематические социальные сети, не в силах помочь главному персонажу: потенциальных подруг портят то противные щупальца, то нестандартное количество глаз.
Любовь, как и полагается, нагрянула внезапно: граф Дракула влюбляется с первого взгляда в капитана (не волнуйтесь - женского пола) круизного судна. Но до поры до времени никто и не подозревает, что эта дама по имени Эрика - внучка знаменитого истребителя вампиров Ван Хельсинга, который, кстати, и сам-то не умер до конца. И безжалостная семейка вот-вот расправится с милыми и безобидными гостями из потустороннего мира.
Заметьте, именно люди выведены в мультфильме в качестве отрицательных персонажей. А чтобы заранее заткнуть рот недовольным и недоумевающим, специалисты по продвижению этого развлекательного продукта сочинили идеологический посыл, распространяемый в прессе. Мол, монстрами на самом деле являются вовсе не Дракула с компанией, а те, кто недоволен и у кого в сердце ненависть ко всему необычному, к тому, кто выглядит и действует «не так», и кто исповедует иные ценности - пусть даже и кладбищенские, как, с позволения сказать, в новом мультике.
Остается только в очередной - и какой уж раз - развести руками. Идея вдолбить в головы наших детей «байки из склепа» не нова. В девяностых, когда было «всё можно», канал «Останкино», предшественник нынешнего Первого канала, кормил подрастающую аудиторию европейским сериалом «Дракулито-вампиреныш», который в итоге был снят с эфира из-за массового возмущения родителей. Можно списать на то, что тогда «время было такое», но, как видим, у всех есть свои «истинные ценности». Настолько важные, что их возвращают в Россию спустя четверть века. Как будто и не выкарабкиваемся мы с огромным трудом из глубокой социальной пропасти с эпидемиями подростковых самоубийств и живодерства, нравственной вседозволенностью и выдаванием черного за белое и наоборот.
Нет, конечно, никто не призывает лишить нас такого, пусть и специфического, но все-таки удовольствия, как остроумная черная комедия или фильмы ужасов, - в определенных дозах они даже полезны для психики. И нельзя силой загонять публику пусть на трижды «правильное», но бездарное карамельное кино - подобно провалившемуся в прошлогоднем прокате анимационному «Сказу о Петре и Февронии». Когда 140 бюджетных миллионов были по сути пущены на ветер, а идеи семьи, любви и верности были профанированы из-за криворукости очередных киногениев. А вот задать вопрос - почему российский кинематограф, несмотря на миллиардные вливания, остается на периферии зрительского интереса, - самое время.
И ладно бы дело было только в отечественном кино. Мировыми студиями выпускаются отличные ленты для подлинно семейного просмотра. Если стоит цель купить за рубежом фильмов побольше, почему выбор прокатных контор падает именно на такие, извращающие сами понятия добра и зла, произведения, как «Монстры на каникулах»? Вопрос риторический.
Этот текст никакая не рецензия - отрецензировать такое явление в принципе невозможно. Впрочем, может, кто-то и решит, что именно это кино им нужно посмотреть вместе с чадами. В таком случае просим принять извинения за пересказ сюжета. Но не всё потеряно - этот пересказ частичный, весьма неполный. Там будет еще такое - героя, представляющего из себя кусок желе, стошнит на палубу. И окажется, что комок рвотных масс - его сынишка. Сходите обязательно - не пожалеете.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»