Французов с именем Жерар всегда тянуло в Россию. Так что месье Депардье далеко не первопроходец. Еще в конце XVIII века его тезка Жерар Делабарт прибыл в нашу страну - может, конечно, тоже бежал от налогов, доподлинно это неизвестно. О Делабарте вообще очень мало сведений. Тем не менее именно он стал тем живописцем, по работам которого мы сегодня может судить, как выглядела Москва того времени. И не только Москва - начинал Жерар Делабарт с написания видов Царского Села. Но на выставке, открывшейся в Михайловском замке, этих работ мы не увидим, так как посвящена она исключительно Москве времен Екатерины II и Павла I. Делабарт успел поработать и для матери, и для сына.
«Достойно любопытства»
Первая Москву «вовсе не любила», она не нравилась Екатерине в том числе тем, чем смущает многих и сегодня, - «чрезмерной величиной», «огромностью площадей», «обилием бесполезных слуг в домах», «роскошью и бездельем». Но, несмотря на неприязнь к городу, Екатерина заказывает Делабарту - «живописцу фигур» - серию видов «лучших местностей Москвы и народной жизни». При этом она, скорее всего, не давала ему четких указаний, что именно должно быть изображено, поэтому художник писал то, что казалось ему «достойным любопытства», делая упор на написании городских пространств в целом. Его картины - панорамы, не имеющие границ, с высоким облачным небом. И при этом на них кипит жизнь - именно изображением московского быта тех времен интересны работы Делабарта, впоследствии ставшие образцами для других художников и граверов.
Одной из первых картин, которые написал Делабарт в Москве, стал «Вид на Кремль от Каменного моста» - не очень симпатичная земляная набережная спускается к реке, где устроена «портомойня» - мостки для стирки. По набережной прогуливаются и дворяне, и простолюдины. Тут же нищие и конвой, ведущий арестанта. Такое вот «демократичное» общество могло тогда собираться в одном месте.
Любопытно, что лишь на единственной картине из всей серии московских видов Делабарт изобразил «суровую русскую зиму». Называется она «Ледяные горы в Москве на Неглинной улице во время масленой недели». И там тоже полное смешение сословий.
О Екатерине - забыть
Из десяти заказанных Екатериной картин Делабарт успел написать девять, десятая была закончена уже после смерти императрицы. На престол вступил Павел, который, в отличие от матери, к Москве относился гораздо лучше, чем к Петербургу. Ему казалось, что там его больше уважают. Поэтому празднества по случаю его коронации проходили в Москве две недели. Во время мероприятий Павел явно благоволил иностранцам, обратил он свое внимание и на Делабарта, которому заказал шесть картин. Но, опять же в отличие от Екатерины, Павел давал указания, что и как рисовать.
Поэтому на работах, написанных в тот период, на первый план выходят архитектурные детали, а толпа приобретает более ухоженный вид. Таким образом Павел хотел продемонстрировать, что в его правление «жить стало лучше, жить стало веселее». И ни на одной из заказанных Павлом картин нет екатерининских дворцов. Новый император всеми силами старался забыть о царствовании матери. Зато Делабарта допускают даже на балкон Кремлевского дворца, и он пишет виды города с высоты.
Чужая картина как фон
Все эти картины очень скоро станут образцами для художников, решивших писать Москву, не видя ее. Так, после пожара 1812 года желающих его изобразить было достаточно, и они брали виды Делабарта и «пририсовывали» к ним огонь и прочие составляющие пожара. Например, немец Иоганн Лоренц Ругендас именно так и поступил.
Еще в моду вошли сделанные с картин Делабарт гравюры - более доступные, они пользовались большим спросом. Их тоже можно увидеть на выставке, где представлено пятьдесят полотен из фондов Русского музея, пятнадцать из которых никогда раньше не выставлялись. Здесь же фарфор, костюмы и мебель конца XVIII - начала XIX века, дополняющие общую картину жизни Москвы. И никакие исторические фильмы никогда не расскажут о том периоде российской жизни так правдиво, как сделал это француз Жерар Делабарт и близкие ему по духу мастера.
Поэтому всем желающим перенестись на двести с лишним лет назад прямая дорога в Михайловский замок, тем более что в ближайшие два дня - 25 и 26 ноября - вход на выставку будет бесплатным.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»