В российский прокат вышел главный анимационный фильм зимы - «Гринч». Это третья официальная экранизация книжки американского писателя Теодора Гайзеля, известного по псевдониму Доктор Сьюз. Главной идеей произведения был протест против коммерциализации семейного праздника. По иронии судьбы «Гринч» стал одним из самых раскрученных торговых брендов.
После первой анимационной экранизации 1966 года «Как Гринч украл Рождество» автор отказывался от новых предложений киностудий. Это не помешало появлению на свет нескольких забытых сейчас киноаллюзий на тему Гринча. Ситуация кардинально поменялась после смерти Гайзеля в 1991 году. Наследники писателя разрешили запустить в производство несколько линий одежды, аксессуаров и сувениров, посвященных неприкаянному зеленому существу, невзлюбившего новогодние праздники.
А в 2000-м году на экраны вышла картина «Гринч - похититель Рождества» с Джимом Керри в главной роли. Коммерческий успех той ленты был несомненным. И теперь на студии Illumination Entertainment, известной своим сверхприбыльным проектом «Миньоны», решили, что «гринчевскую» жилу давно никто не разрабатывал. Ставку сделали на красочную графику и зашкаливающее количество патоки в каждом эпизоде. Поскольку целевой аудиторией картины являются дети младшего школьного возраста, то режиссер Ярроу Чейни («Гадкий я», «Тайная жизнь домашних животных») решил обойтись без пошлостей и сальных шуточек, на которые маленькие детки все равно не обратили бы внимания ввиду невинности возраста. В результате создатели обошлись малой кровью и удовлетворили свою коммерческую тягу к шуткам в прямом смысле слова ниже пояса лишь непотребным вилянием задом главного героя во время обдумывания им пакостей, да прикрытием рождественской печенюшкой причинных мест одного из второстепенных действующих персонажей.
Во всем остальном - торжество традиционных ценностей. Полным его назвать нельзя из-за крайней неубедительности происходящего на экране. Видимо, «новая мораль» настолько сильно въелась в кровь современных креативщиков, что передать светлые чувства безо всякой «солености» им теперь просто не по плечу.
Малышка Синди Лу трогательно заботится о своей многодетной маме-одиночке и хочет попросить у Санты немного везения для нее. Мистер Бриклебаум, помешанный на новогодних украшениях, очень хочет стать другом для одинокого Гринча. Толстый олень Фрэнк вынужден оставить приютившего его Гринча, так как его ждут супруга-олениха и детеныш. А верный, хотя и весьма дурковатый пес Макс, напротив, готов разделить со своим странным хозяином все тяготы и испытания, защищая его от тягостного одиночества. И вот на все эти проявления лучших человеческих - и не только человеческих - качеств смотреть невыносимо нудно. Настолько всё подано приторно и без вдохновения.
Ближе к финалу картина всё же приобретает ритм за счет комичных трюков в эпизодах похищения Гринчем у жителей волшебного городка новогодних елок и подарков. Но полностью расслабиться зрителям не удастся. Создатели картины решили погрузить их в глубины классического психоанализа.
Семейной аудитории предстоит узнать, почему главный герой стал такой бякой. Перед зрителями предстанут душераздирающие сцены заточения маленького Гринча в сиротском приюте, бродящего по темным коридорам в то время, как все вокруг радуются красочным фейерверкам и подаркам Санта-Клауса. В результате ничего не подозревающим горожанам будет противостоять не картинный злодей, который в финале перевоспитывается и становится правильным и добрым, а мятущийся невротик, явно страдающий биполярным расстройством личности. Вспышки гнева чередуются у Гринча слезами при виде иллюстраций семейного счастья в «Энциклопедии Рождества», а нервная дрожь при виде подарка, который он так и не решается открыть, в мгновение ока сменяется маниакальным возбуждением в предвкушении массового истребления новогодних елок в городке.
В конце фильма Гринчу даже приходится произнести покаянную речь с элементами самоанализа, словно он находится не на блестящем празднике, а в психотерапевтическом кабинете. И поэтому самые последние минуты картины вновь скатываются в скуку и нудный бубнёж, сводя на нет всё впечатление от динамичных приключенческих и трюковых сцен, спасших было картину.
Тем не менее, раскрученность бренда Гринча - то, чего так опасался несчастный Доктор Сьюз, - сыграла свою роль. Бюджет картины составил 75 миллионов долларов, а в американском прокате мультфильм собрал 230 миллионов. Это не тот результат, на который рассчитывали продюсеры, но всё же - прибыль получена. В остальных странах Гринч не является очень уж популярным героем - мировой прокат принес в копилку студии Illumination Entertainment гораздо меньшие сборы: всего 100 миллионов. Еще меньше предпосылок для успеха ленты в России.
По прогнозам, «Гринч» может рассчитывать в российском прокате только на 2 миллиона долларов. Это крайне мало для главной новогодней семейной ленты. И тем более досадно, потому что перед нами крайне редкий случай, когда с экрана говорят о настоящих ценностях. Но всё получилось так, как получилось, - странно и скучно. Как будто не в Голливуде сделано.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»