В музее «Эрарта» с большой помпой открыли якобы персональную выставку Сергея Шнурова под названием «Ретроспектива брендреализма». Куча представителей федеральных телеканалов провели вечер в «позиции номер раз», а у прочих приглашенных случилось недержание восторгов от выставленных экспонатов с креном в похабщину.
Понятие «брендреализм» лидер группировки «Ленинград» сформулировал около десяти лет назад и теперь это аж целое художественное течение, по мнению организаторов, имеет право на ретроспективу. «Всё на продажу!» - это в данном случае не просто лозунг. Это мировоззрение, которое Шнур спешит донести адептам своего творчества, покуда сам он пребывает на гребне медийности.
И впрямь, обычно всегда готовые к злословью акулы пера и телекамер были в общении с героем вечера исполнены пиетета и заискивающих улыбок - скорей всего, не забывали, что тот всегда готов послать по матушке почти любого. Журналисты внимали откровениям музыкального «випа» всеми органами чувств, а оператор одного патриотического телеканала в священном ужасе восклицал в адрес коллеги: «Что, писать всё подряд? Все полтора часа? Да у меня кассета на час!» «Залёт», - констатировал его коллега, покрываясь холодным потом.
Но все опасения были напрасны. Общий пресс-подход к Шнурову длился куда менее заявленных полутора часов - кассеты незадачливому телевизионщику должно было хватить с избытком. А совокупность журналистской братии очень понравилась автору выставки, который пребывал в добром расположении духа и назвал массу корреспондентов главным экспонатом, который виден только ему самому.
Впрочем, называть выставку в «Эрарте» персональной, как она была названа, - явное преувеличение. Шнур не скрывал, что над представленными экспонатами хорошенько потрудились «негры»-соратники, воплотившие его идеи в жизнь. Вот только нет никакой уверенности в том, что все шнуровские идеи были достойны материализации.
«Искусство - вещь линейная и нелинейная, преемственность есть во всем», - растолковывал искусствоведческие постулаты Шнуров. И если в поисках той самой преемственности на одном из объектов, дав волю воображению и фантазии, можно было признать какую-нибудь постаревшую кустодиевскую пышку-красавицу, облачившуюся в трусы и повернувшуюся к зрителям задом, а к красной Москве передом, то в остальных случаях явно буйствовало авторское, чисто шнуровское видение всяких предметов в пространстве.
Так, публике были явлены металлические члены в колокольчиках, коллажи, отсылающие к творческому наследию группы «Ленинград», а также к идеям, основы которых явно смещены ниже пояса. Физиологические отправления, непременное переосмысление распятия, посконный архетип «доска - два соска», Земфира-ковер и т.д., и т.п. - мир шнуровского брендреализма безбрежен и увлекателен. «Я и сам буду расширяться во всех направлениях как бренд», - делился планами Сергей Шнуров. И продолжал откровенничать: «Фишка в том, что ничто не является ничем. И всё может стать экспонатом».
А зрители в это время думали о своем. «Наливать будут-то?» - риторически вопрошала недоумевающая посетительница. И это, пожалуй, было самое трезвое замечание в этот вечер.
Константин КАЮКОВ,
специально для интернет-журнала «Интересант»