В 75-ю годовщину Дня прорыва блокады Ленинграда Выставочный центр Петербургского союза художников представил сразу две выставки. Одна называется «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается», и представлены на ней работы мастеров самых разных поколений, в том числе и переживших блокаду. Другая - персональная. Художница Елена Марттила во время блокады не просто боролась за выживание, но и, будучи студенткой Художественного училища им. Серова, продолжала рисовать. 6 января 2018-го ей исполнилось 95 лет, и свою выставку она назвала «Миг между прошлым и будущим». И этот миг - вся жизнь, которую Елена Оскаровна запечатлела в своих работах.
Главное - правда
Конечно, сегодня, когда увековечение памяти блокадных дней всё больше уходит в гигантоманию, такие выставки выглядят очень скромно. Но именно они рассказывают ту правду, которую никакие внешние эффекты не затмят.
Поэтому стоило бы водить школьников сначала посмотреть на эти работы. Они поражают своей документальностью, пусть и написаны в основном художниками, родившимися после войны. Но генная память и у них оказалась настолько сильна, что складывается ощущение, будто они всё это видели своими глазами. При этом картины 30-40-летних художников мало отличаются от работ их старших товарищей. Что понятно, тема такая - попытаться продемонстрировать с помощью ее свой авторский стиль очень сложно. Здесь главное - правда. И боль.
Вот картина Нины Лебедевой «Тяжелые дни блокады», законченная буквально на днях: закутанные люди пробираются за водой к проруби.
Вот - еще более страшная: девочка склонилась над умершей матерью, которая не дошла до такой же проруби. Называется эта работа Виталия Боровика буднично: «Ленинград. Январь 1942 год».
Названия представленных на выставке картин вообще лаконичны и просты. Как просто то, что на них изображено. Всего лишь жизнь, которая в любую секунду может смениться смертью. Всего лишь кусок хлеба, который может спасти. Такой как на картине «Блокадный хлеб». Написавший эту работу в 2017-м народный художник Николай Репин родился в 1932-м, а значит, мальчик на картине вполне может быть им самим.
А Юрий Тулин, которому во время блокады было за двадцать, вполне мог знать ленинградку, которую он изобразил сидящей с ребенком около радиотарелки.
Есть на выставке и скульптуры, и инсталляции. На черном фоне - разбитая фарфоровая чашка и письмо: «Похоронка» Татьяны Солодковой. Глиняная тарелка, на ней - кусок кукольного тельца, октябрятские звездочки. Эту работу Людмила Зверева назвала «1941. Моя эвакуация. Ленинград - Красноярск». И это действительно «ее эвакуация» - родившуюся в 1941-м в Ленинграде будущую художницу вывезли в Красноярск. Осмыслить всё это и выразить в произведении искусства она смогла лишь год назад.
Блокадная мадонна
Но если все работы, представленные на первой выставке, являются переосмыслением прошедшего, то Елена Марттила рисовала и в самые страшные блокадные дни. И именно живопись помогла ей выжить. Елене Оскаровне было восемнадцать, когда началась блокада, и она только что поступила в Художественное училище им. Серова - единственный художественный вуз в городе, работавший в блокадном Ленинграде. На занятия она ходила пешком через весь город и рисовала всё, что видела вокруг.
В этих страшных зарисовках, сделанных карандашом, кажется, сконцентрировался весь ужас тех дней. «Ленинградская мадонна», «Говорит Ленинград», «Быт ленинградца» и еще несколько десятков рисунков без названия - в них голод, холод, темнота. А в морозную февральскую ночь 1942-го девушка нарисует, как ей тогда казалось, свою последнюю работу - автопортрет, который она назовет «Перед смертью». И… останется жить.
После войны Елена Марттила, несмотря на «рекомендации» властей уничтожить свои блокадные зарисовки, идеология которых не совпадала с общепринятой - кроме героизма и мужества никакие другие сюжеты в произведениях искусства на эту тему не должны были присутствовать, - продолжила работать над блокадной серией. Свои зарисовки она превратила в картины и гравюры, которые сегодня есть в коллекциях самых разных музеев. Но на выставке можно увидеть и совсем другие работы художницы - мирные, красочные: пейзажи, натюрморты, эскизы декораций к спектаклям и даже кукол. Тот самый мир, который кажется особенно ярким после пережитого.
К сожалению, выставка эта будет работать еще только десять дней - 28 января ее закроют. И уверенности в том, что тем, кто сегодня собирается тратить миллиарды на новый Блокадный музей (который неизвестно когда будет построен), эти такие неброские и такие ценные свидетельства героической истории города будут интересны, - нет никакой. Поэтому пока есть возможность, стоит их увидеть.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»