27 августа, в День российского кино, в Петербурге на разных площадках будут показаны многие отечественные фильмы. Однако уже на следующий день в кинотеатрах вновь настанет царство Голливуда. Судя по всему, подобная ситуация продолжится и в сентябре, и в октябре, и до конца года в целом. А потом, возможно, станет только хуже: одна из последних инициатив Министерства культуры - о введении сбора в размере 5 миллионов рублей за выдачу прокатного удостоверения - делает выход на экраны российских фильмов еще более проблематичным.
Работаем на Голливуд?
Три месяца назад министр культуры России Владимир Мединский выступил в Госдуме с докладом, заявив о необходимости законодательного введения протекционистских мер, которые укрепят позиции российского кино в отечественном прокате. Министр призвал «защищать российское кино от неравной конкуренции со стороны Голливуда».
С необходимостью подобной защиты согласны многие петербургские кинематографисты. Например, известного режиссера Игоря Масленникова возмущает, что наша молодежь покорно отдает деньги Голливуду.
- Ежегодно миллиарды рублей! - уточнил в беседе с нашим корреспондентом Игорь Масленников. - Зрители заокеанского продукта приходят развлечься, посмотреть аттракционы и спецэффекты, стерео- и звуковые фокусы. Бездумное ржание разве можно назвать достойной человека эмоцией? Кстати, все голливудские корпорации имеют в своем названии словечко «интертеймент». Что оно означает? Развлекуха. Всего лишь развлекуха. Мы, старые мастера, и наши ученики, которых мы учим, что кино связано с культурой души, с болью смотрим на создавшееся положение. Мы убеждены, что в фильме должны царить смех, слезы и любовь. Это не старомодно. Это то, ради чего кинематограф существует.
Снято! И не показано…
Судя хотя бы по тем мерам, что предпринял Минкульт этим летом, точки зрения министра и кинорежиссера о необходимости борьбы с засильем Голливуда и поддержкой отечественного кино, вроде бы совпадают. Чиновники, например, приняли решение о выдаче субсидий некоторым игровым фильмам, одобрили и профинансировали фестивали в Анапе, Владивостоке и Севастополе. Получается, что в той или иной степени производство фильмов и их фестивальный показ Минкультом ощущается как дело нужное.
А вот что дальше происходит с картиной? Например, так и не вышел в прокат фильм, снятый Александром Галибиным, под названием «Золотая рыбка». Картина отмечена жюри российских фестивалей, но это не прибавило ей шансов пробиться на широкий экран.
- Ситуация с выходом наших фильмов к нашему же зрителю, как всем известно, сложная, - сказал «Интересанту» Александр Галибин. - Иногда кажется, будто отечественных фильмов, за редким исключением, нет вовсе. А это не так! Я знаю массу российских талантливых картин. На фестивалях видел таких немало. Глядя на американизированный репертуар кинотеатров, испытываю чувство обиды и еще - горячее желание помочь нашим кинематографистам. Но не знаю, как. Над этой проблемой бьются, о ней много говорят, но картины так и не доходят до зрителя.
Один из таких фильмов, так и не дошедших толком до зрителя, - «Не скажу» с участием Елизаветы Боярской и Максима Матвеева. Картина осыпана призами кинофестивалей и одобрительными откликами в прессе. И где она? Кто ее видел? Ответ на этот вопрос один из продюсеров фильма, петербургский актер Сергей Кошонин, рекомендует получить у прокатчиков и у Министерства культуры.
- У нас нет закона о поддержке и защите отечественного кинематографа. Вернее, какой-то похожий документ есть, но он не действует на практике. Когда мы вышли в прокат, у нас было всего 55 копий на всю Россию - на большее количество не нашлось средств. А Голливуду - всюду зеленый свет! Я разговаривал за чашкой чая с директором одного крупного кинотеатра, и он признался, что если не будет «гнать» Голливуд, то обанкротится. Сам, говорит, был бы рад поставить в репертуар хороший отечественный фильм, но для этого нужна государственная поддержка.
Пришла, откуда не ждали
На этом печальном для отечественного кинематографа фоне одна из последних инициатив Министерства культуры выглядит, как говорила кэрролловская Алиса, «все страньше и страньше». Чиновники настаивают на обязательном отчислении дополнительного сбора в размере пяти миллионов рублей в российский Фонд кино. Плата обязательна для всех фильмов без исключения, без нее прокатное удостоверение окажется недействительным, и картину нельзя будет показывать в кинотеатрах.
Понятно, что у голливудских дистрибьюторов проблем с подобной суммой не возникнет. А как быть нашим продюсерам и режиссерам? Ведь сегодня они сражаются за куда менее внушительные суммы в том же Минкульте, в том же Фонде кино. Этим летом финансовую поддержку, не превышающую миллиона рублей, получили далеко не все кинематографисты. А ведь просили на самое необходимое: лишь бы доснять фильм, лишь бы озвучить, лишь бы сделать прокатную копию. Откуда они возьмут еще пять миллионов рублей?
Фонд кино обещает, что вернет эти деньги российским кинематографистам. После проката. С согласия специально созданной комиссии. В первую очередь - социально значимым проектам. В крайнем случае, говорят чиновники, эти деньги пойдут на развитие отечественного кинематографа. Предположим, именно так и будет. Очередную картину снимут, покажут на фестивале, получат призы и… И всё, как обычно. Для проката руки были коротки, а теперь будут еще короче.
Срок введения сбора озвучен - 1 января 2018 года. Если инициатива станет реальностью, то грустная репертуарная картина станет еще грустнее. Осилить пятимиллионную плату за вход смогут лишь несколько известных российских продюсеров. Остальные даже не осмелятся мечтать о кинопрокате.
Помнится, министр культуры на одном из совещаний пообещал президенту России Владимиру Путину повысить интерес к отечественному кино рекордными темпами. К 2018 году четверть репертуара, говорил он, должны занять российские фильмы. Сегодня самые оптимистично настроенные эксперты называют другую цифру: в прокате наше кино участвует не свыше чем на 17 процентов. Какие могут быть рекордные темпы, если на пути картин в кинотеатр поставлена еще одна, пятимиллионная, рогатина?
Людмила АНДРЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»