Ярким многогранным представлением на площади перед Александринским театром, на красочность которого не смогла повлиять даже хмурая питерская погода, открылась Театральная олимпиада. Все следующие события которой обещают быть не менее яркими. Ведь в течение полугода в рамках Олимпиады в нашей стране покажут свои работы 39 коллективов из 21 страны плюс 18 российских.
Надо ли жителям других городов для того, чтобы их увидеть, ехать в Петербург? Не обязательно. Потому что некоторые спектакли Театральной олимпиады будут показывать даже на Дальнем Востоке. Но большая часть, конечно, достанется Петербургу - главному российскому городу этой Олимпиады, которая впервые за свою 25-летнюю историю пройдет сразу в двух странах: в России и Японии. В Стране восходящего солнца принимающим Олимпиаду городом станет Того, но там все мероприятия уложатся в месяц.
Театральную олимпиаду придумал в 1984 году греческий режиссер Теодорос Терзопулос, и его идею поддержали коллеги - Юрий Любимов, Хайнер Мюллер, Тадаси Судзуки, Роберт Уилсон. Первая Театральная олимпиада прошла в Дельфах.
Петербург же в качестве принимающей стороны Олимпиады-2019 выбран в том числе и потому, что здесь находится Александринский театр, худрук которого Валерий Фокин является представителем России в оргкомитете Олимпиады. Он же стал и худруком Театральной олимпиады 2019 года. Поэтому и открытие прошло на площади перед Александринкой, и основную массу «олимпийских» спектаклей покажут на ее сцене.
Причем начнется театральный марафон уже на следующий день после открытия Олимпиады. 16 и 17 июня на сцене Александринки можно будет увидеть спектакль для семейного просмотра «Колокольчики и заклинания», поставленный не кем-нибудь, а дочерью самого Чарли Чаплина - Викторией Тьере-Чаплин, и совмещающий в себе цирк, кабаре, поэзию, пантомиму и вообще всё, что можно и нельзя совместить.
В одной из ролей - внучка Чаплина Аурелия. А все вместе потомки Чаплина назвали свое театральное изобретение «Новый цирк».
18 и 19 июня на сцене Мюзик-Холла спектакль «Донка. Послание Чехову» представит режиссер Даниэле Финци Паска, известный как постановщик церемоний закрытия других Олимпиад - спортивных - в Турине и Сочи. И это будет тоже симбиоз искусств, который можно смотреть всей семьей и в котором найдется место как самому Чехову, так и его персонажам.
Название следующего спектакля - «Сны Босха» - говорит само за себя. И в нем тоже будет много от цирка, языком которого канадский театр «7 пальцев» попробует оживить сюжеты картин художника, переплетая их с историей его жизни.
Увидеть «Сны Босха» можно будет в «Балтийском доме» 21 и 22 июня.
А уже 22 и 23 июня на сцену Александринки выйдут актеры театра танца Тайваня Cloud Gate. Спектакль «Формоза», который режиссер и хореограф Лин Хвай-Мин собирается показать в рамках Олимпиады в последний раз, - это уже не только симбиоз театра и танца, но и боевых искусств, медитации и дыхательной гимнастики. В общем, всего того, с чем у нас ассоциируется Восток.
Итальянский «Пикколо театр де Милано» привезет на Олимпиаду спектакль британца Деклана Доннеллана «Трагедия мстителя», в основе которого - пьеса драматурга якобинского периода Томаса Мидлтона о дворцовых интригах XV века, в которой постановщик увидел много общего с нашими днями. Покажут «Мстителя» на сцене Александринки 29 и 30 июня.
Еще один эксперимент и симбиоз - спектакль «Земля Нод» бельгийской компании FC Bergman создан в жанре site-specific, то есть играться он должен вне сценического пространства. Поэтому его можно будет увидеть 28, 29 и 30 июня в центре дизайна Artplay, и расскажут его создатели историю о скитальце, который ищет пристанища в музее. Расскажут - без слов, а только с помощью танца, игры света и тишины.
Совсем другая тишина будет на «Тихом вечере танца», поставленном британцем Уильямом Форсайтом для танцовщиков своей компании «Сэндлерс Уллс», который покажут в Михайловском театре 14 и 15 июля.
Малевич от хореографии, как называют Форсайта, продолжает в этой работе свои эксперименты в области современного балета и возможностей человеческого тела.
Другой современный классик - Роберт Уилсон - тоже не чужд экспериментов. На Олимпиаде он покажет спектакль «Эдип», где переплетутся тексты Софокла, причем на разных языках, музыка и танцы. Древнегреческую трагедию в сопровождении саксофона и кларнета покажут 6 и 7 июля на сцене «Балтийского дома».
Ну и наконец, 19, 20 и 21 июля летнюю часть программы Театральной олимпиады завершит спектакль «Пожалуйста, дальше (Гамлет)» режиссерского дуэта Ян Дюйвендак - Роже Берн. В центре сюжета - реальное преступление, совершенное в центре современного Петербурга, только имена участников этой истории как у шекспировских, а в постановке будут задействованы профессиональные актеры, настоящие юристы и сами зрители, которые выступят в роли присяжных и должны будут вынести приговор. Чтобы попасть в их число, надо пройти специальный тест на сайте Олимпиады. Иначе на Новую сцену Александринки, где будет проходить «процесс», хронометраж которого может быть любым, их не пустят.
Все остальные показы Театральной олимпиады - уже осенью. Ну а лето у театралов, невзирая на питерскую погоду, явно выдастся жарким.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»