Под музыку в исполнении оркестра «Мюзик-холла» в самом центре Петербурга, на Манежной площади, открылся Международный книжный салон. Тринадцатый по счету. В этом году он посвящен 315-летию Санкт-Петербурга, и представлено на нем более двухсот издательств из 22 стран. Но все уже знают, что продажа книг - не главная задача салона. Культурная программа, бьющая ключом с утра до вечера все четыре дня, что проходит салон, - его главная отличительная черта. Так что одним оркестром дело не ограничится, будут выступать и другие музыкальные коллективы, а также пройдут кинопоказы и многочисленные встречи и дискуссии с писателями всех рангов и мастей. Если посмотреть на количество заявленных спикеров, то может сложиться впечатление, что писателей сегодня гораздо больше, чем читателей. Кажется, наша страна давно уже превратилась из самой читающей в самую пишущую.
А издатели кто?
Список тех, кто выступит на салоне в этом году, занимает чуть ли десять страниц. Есть среди них и те, кто уже не первый год «встречается с читателями» в таком формате. Правда, принципиальная позиция организаторов салона не устраивать цензурных рамок и разрешить «цвести всем цветам» порой приводит к некоторым противоречиям. И даже может довести до стычек как между придерживающимися определенных идеологических и политических взглядов писателями, так и между их сторонниками. Этого организаторы салона почему-то не учли.
Вообще, очень многие из называющих себя писателями считают, что литература - это прежде всего выражение каких-то своих позиций. Забывая, что литература - на самом деле прежде всего талант, чувство языка и тема, которая волнует не только самого писателя.
Может, поэтому развелось в литературе столько случайных людей. И виной тому в том числе и издатели, желающие легких денег, которые могут принести громкое имя и скандальная тема. Вот и издают свои книги поп-звезды, спортсмены и светские львицы. Литература ли это, достойная Книжного салона?
Кстати, об издателях. Накануне открытия салона с читателями встретились два автора, книги которых названы самым ярким событием отечественной литературы последних лет: Гузель Яхина, чей роман «Зулейха открывает глаза» не только получил ряд литературных премий, но и разошелся невиданным по нынешним временам двухсоттысячным тиражом, и Алексей Сальников, книгу которого «Петровы в гриппе и вокруг него» уже сравнивают с произведениями Гоголя и Достоевского. Так вот этим авторам очень долго отказывали во всех издательствах. То есть ни один издатель не смог разглядеть очевидного.
Возникает закономерный вопрос: профессионалы ли сегодня занимаются отбором и изданием книг современных авторов? И кто должен отвечать за воспитание читателя, за то, чтобы издавалась качественная литература, а не ширпотреб, - может быть, государство как-то финансово будет поощрять те издательства, которые занимаются выпуском качественных произведений?
Куда плыть в литературном море?
Ну а дальше уже дело за читателями. Потому что большую литературу они обязательно оценят и заметят. Будь то историческая сага о судьбе раскулаченной татарской женщины, как у Яхиной, или иронический психоделический хоррор о рефлексирующем автослесаре, как у Сальникова.
Пока же даже на Книжном салоне можно увидеть произведения авторов, которым хочется сказать: если можешь не писать - не пиши. И встретиться с теми «писателями», которым не то что написать - и сказать-то нечего.
Но и в этом случае есть выход. На Малой Садовой во время проведения салона будет работать литературный аттракцион «Позвони поэту», и любой желающий, войдя в телефонную будку с портретом Ахматовой, Бродского или какого-то другого великого литератора и набрав определенный номер, сможет «поговорить» с классиком - в трубке зазвучат настоящие голоса ушедших поэтов. То есть сразу станет понятно, на кого равняться.
И это самый пока самый четкий ориентир в том раздираемом противоречиями литературном море, которое разлилось в эти дни на Манежной площади.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»