Центральным событием VI Санкт-Петербургского международного культурного форума стала церемония гала-открытия, которая прошла в пятницу вечером на Новой сцене Мариинского театра. Выступивший с приветственной речью президент России Владимир Путин подчеркнул особую значимость Санкт-Петербурга для культурной жизни страны и анонсировал масштабный проект, который пройдет в нашем городе в 2019 году.
В огромном зале Новой сцены Мариинского театра (которая, кстати, признана самым популярным театральной площадкой - ее за сезон 2016/2017 посетило более полутора миллионов зрителей) собрались представители культурной и политической элиты страны. В зале были председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, директора Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, ректора Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, кинорежиссер и продюсер Федор Бондарчук и многие-многие другие «культурные випы».
Начало церемонии задержалось ровно на час. Речь президента была краткой - всего 4 минуты, но емкой. Путин поблагодарил участников и гостей форума за неравнодушие, взаимное доверие, стремление к партнерству. И далее сформулировал понятие «культура».
- Культура представляет собой универсальный язык общения и взаимопонимания и имеет колоссальный ресурс для объединения людей вокруг высоких гуманистических целей, - сказал Путин. - При этом именно культура сберегает и передает следующим поколениям самые важные, базовые ценности и ориентиры. Позволяет связать прошлое, настоящее и будущее, сохранить самобытность, уникальность каждого народа и помогает людям ориентироваться в бурно меняющемся глобальном мире. И наконец, культура, искусство, просвещение - это ответ на вызовы варварства, нетерпимости, агрессивного радикализма, которые угрожают нашей цивилизации. Это путь к преодолению разделительных линий и барьеров, разного рода предубеждений, которые мешают двигаться вперед.
Президент отметил значимость Санкт-Петербургского культурного форума. Как сообщал «Интересант», основная забота по его организации легла на плечи вице-премьера Ольги Голодец, и она прекрасно справилась с поставленной задачей.
- Мы высоко ценим то, что дух и смыслы Санкт-Петербургского форума оказались востребованы, что вместе нам удалось создать еще одну площадку для открытого и равного диалога, - подчеркнул Путин.
И далее рассказал о решении провести в Петербурге в 2019 году Международную Театральную Олимпиаду (как известно, эту идею изначально предложил худрук Александринского театра Валерий Фокин).
- Наша страна уже имела честь принимать это уникальное мероприятие в Москве в 2001 году, - напомним президент. - В нем приняли тогда участие около пяти тысяч артистов из 40 стран, а число зрителей превысило миллион человек. Не сомневаюсь, что новый показ выдающихся достижений театральных деятелей мира ожидает не меньший успех. Тем более что местом его проведения станет один из красивейших городов Европы и мира - Санкт-Петербург, который по праву является культурной столицей нашей страны.
Неизвестно, что почувствовали при этих словах Владимира Владимировича петербургские чиновники, но думается, что они вздрогнули. Подготовка Театральной олимпиады для Смольного - дополнительная головная боль. Остается только надеяться, что Голодец и ее примет на себя.
Напомним, что идея проекта Театральных Олимпиад родилась в Греции в 1993 году, ее авторами стали режиссер Теодорос Терзопулос и министр культуры этой страны Мелина Меркури. Первая Олимпиада состоялась в 1995 году в Дельфах, в ней приняли участие делегации из семи стран. Определенной регулярности в проведении Олимпиад нет, среди городов, принимавших этот авторитетный смотр, японский город Сидзуока (1999), упомянутая нашим президентом Москва (2001), Стамбул (2006), Сеул (2010), Пекин (2014) и Вроцлав (2016).
Добавим, что у Владимира Путина в Петербурге сегодня был вообще крайне насыщенный день. Он провел встречу с российскими и иностранными деятелями культуры, принял участие в заседании попечительского совета Мариинского театра (в нем, в том числе, принимали участие Миллер, Греф и Кудрин) и провел совещание по вопросам поддержки талантливой молодежи в сфере искусства.
Что бросилось в глаза? Среди участников этих встреч было мало петербуржцев. И это, увы, закономерно. Петербургские чиновники и в пределах-то города почти неизвестны, а уж в масштабах страны и мира - тем более. А влиятельных и успешных петербургских деятелей культуры можно пересчитать по пальцам. Пиотровский, Гергиев, Могучий, разумеется, присутствовали.
Особенно показателен был состав участников совещания по вопросам поддержки талантливой молодежи в сфере искусства. Например, из всех ректоров петербургских творческих вузов в зале были только Алексей Васильев, ректор Санкт-Петербургской консерватории, Семен Михайловский, ректор Института живописи им. Репина, и Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета им. Вагановой. Также во встрече участвовала директор Академической капеллы Ольга Хомова. Ставленницу Смольного Наталью Пахомову, ректора петербургского РГИСИ (бывшей Театральной академии), не позвали, хотя ректор московского ГИТИСа Григорий Заславский на встрече с Путиным, понятное дело, присутствовал. Не позвали ректоров двух художественных вузов - Академии Штиглица и Университета технологий и дизайна. Ну а зачем их, собственно, звать, о чем бы могли сказать госпожа Кислицына и господин Демидов? Уровень не тот.
Отсутствие ярких личностей - это основная проблема, с которой сталкивается петербургская культура. Но может быть, такие мероприятия, как Культурный форум, или объявленная сегодня президентом Международная Театральная Олимпиада, в конце концов изменят эту печальную ситуацию.
Константин КАЮКОВ,
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»