Кажется, организаторы этой неожиданной экспозиции сами еще до конца не определились, как ее «идентифицировать», - поэтому и в ее названии то появляется вопросительный знак, то пропадает. Так, афиши явно утверждают, что Карл Маркс - это навсегда, а вот в пресс-релизе уже появляются сомнения - «Карл Маркс навсегда?». То есть в Русском музее не уверены, «навсегда» ли в искусстве останется этот образ. Зато в истории он останется точно навсегда - основоположник как-никак. И в этом году у него юбилей - 200-летие.
Правда, юбилейная дата была еще в мае, так что с открытием выставки немного опоздали. Но в любом случае год все равно юбилейный. И в честь этого по всему миру даже стали выпускать различные сувениры. Например, на выставке можно увидеть бутылки вина, на этикетках которых - знакомый бородатый лик.
Вклад Маркса в мировую экономику никем не подвергается сомнению. Но, к сожалению, современные художники, похоже, рассматривают образ Маркса исключительно как объект для насмешек. Вот работа Дмитрия Шагина «Митьки уговаривают Маркса не писать «Капитал», а вот Маркс стоит в очереди за пивом на картине Владимира Любарова, рядом - «скульптурная группа» Леонида Соколова «Микки и Маркс», «Качельки» Владимира Козина, на которых «катаются» гипсовый бюст Маркса и знак доллара, футболки с изображением «юбиляра» и его исковерканных цитат и прочие веселухи. Апофеозом которых становится целый «иконостас» под названием «Капеллы марксизма», созданный группой «Колдовские художники», - в центре которого знакомая бородатая фигура с «Капиталом» в руках и шестеренкой вместо нимба над головой, а по бокам - различные «марксистские» сюжеты, принявшие анекдотический облик.
Ну что ж, современные художники, хоть и слегка издеваются над самим Марксом, на самом деле оказались верны его заветам: ведь именно он сказал, что «человечество, смеясь, расстается со своим прошлым».
В том, что у значительной части россиян большей части именно такое отношение к создателю «Капитала», виновата в том числе и советская пропаганда, активно создававшая его культ личности, принимавший порой гротескные формы. Все изображения Маркса советского времени - это обязательно что-то огромное и бородатое. Их размещали даже на предметах быта - репродукторах, вентиляторах и письменных приборах.
Но на выставке можно увидеть работы не только послереволюционных лет, когда этот культ особенно разрастался, но и скульптурную голову первого «русского Маркса», созданную ученицей Родена Анной Голубкиной в 1905 году по просьбе московского комитета РСДРП. Именно этот образ впоследствии будет неоднократно повторен и станет каноническим.
Никто из художников, работы которых представлены на выставке, Маркса никогда, разумеется, не видел. Поэтому приходилось идти на различные ухищрения. В советские годы даже были «узкоспециализированные» натурщики, с которых писали основоположников марксизма-ленинизма. «Косившие» под Маркса специально отращивали волосы и бороду. Последняя была чуть ли не главным атрибутом образа. На что обратил внимание даже посетивший в 1920 году молодое советское государство фантаст Герберт Уэллс, которого настолько раздражало это «вездесущее изображение бороды», что ему «неудержимо хотелось обрить Карла Маркса».
Те же художники, которым не доставалось натурщиков, рисовали по фотографиям. А, например, выдающемуся русскому живописцу Николаю Фешину, выполнявшему портрет Маркса в полный рост в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, был предоставлен в качестве натурщика рослый военнослужащий - правда, без бороды. Этот портрет тоже станет одним из образцовых.
Так что среди тех, чьи работы - очень разного художественного уровня, в том числе и достаточно высокого, - представлены на выставке, нет никого, кто бы лично общался с Карлом Марксом. Из «общавшихся», если можно так сказать, только его личное кресло, которое в свое время передали в Музей Маркса и Энгельса в Москве его родственники, сегодня это кресло - экспонат Государственного архива социально-политической истории. Еще один дар родственников - скульптурная маска Маркса, отлитая по гипсовой посмертной. Сделал ее правнук философа - скульптор Карл-Жан Логне. Интересно, что среди многочисленных потомков философа есть скульпторы, художники, писатели, адвокаты, журналисты. А вот политик был всего один. Это о многом говорит.
И вообще, хотя создатели выставки и настаивают на том, что она исключительно художественная, а никак не историческая, они не удержались от того, что не развесить по стенам корпуса Бенуа цитаты Маркса. Например, такую: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель» или «Сердце человека удивительная вещь. Особенно если человек носит сердце в своем кошельке». И прочитав их, можно сделать как раз таки «исторические» выводы о том, что вполне гуманистические идеи Маркса у нас в стране просто попали «не в те руки».
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»
Фото автора