Объединение Александринского и Волковского театра, о котором 27 марта объявил министр культуры Владимир Мединский и которое с большими надеждами было встречено в обоих творческих коллективах, временно приостановлено. По поручению премьер-министра Минкульт должен провести широкое общественное обсуждение этой темы. Это, конечно, правильно: дискуссия - полезная штука. Другое дело, что имеется опасность «заболтать» необходимые, назревшие и даже перезревшие реформы в театральной среде.
На этой неделе театр как общественный институт вообще оказался в фокусе внимания. И в центре сразу двух скандалов.
Сначала петербургское отделение Союза театральных деятелей потребовало изгнать из своих рядов Рудольфа Фурманова, художественного руководителя «Русской антрепризы им. Андрея Миронова», - только за то, что он осмелился изложить свои предложения по поводу реорганизации культурной жизни в Петербурге. Наверное, стоило просто сесть за стол переговоров и вместе обсудить то, что давно наболело. Но нет, проще изгнать из «безоблачных» рядов театрального союза самого неравнодушного его участника. Хорошо еще, что не потребовали посадить Фурманова или расстрелять. Хотя методы петербургских «деятелей культуры» (доносы, требование исключения из союза, травля в СМИ) очень напоминают сталинские.
А потом уже большой СТД взорвался возмущением по поводу решения Мединского объединить два театра - петербургскую Александринку и ярославскую Волковку. Театры объединяются по взаимному согласию в Первый национальный театр России. Это будет третий - после Большого и Мариинки - подобный проект в стране, театр - национальное достояние.
Вообще, это была, что называется, инициатива снизу. Художественные руководители двух театров Валерий Фокин и Евгений Марчелли договорились, что такая форма сотрудничества их устраивает, что объединение принесет подведомственным им коллективам только пользу. Министерство культуры их в этом начинании поддержало. Мединский издал приказ. И что тут началось!
Режиссеры и актеры, директора и, простите, «повара» не упустили возможности «вставить свои пять копеек» в дискуссию по этому вопросу. Ну ладно еще, директор Волковского театра Алексей Туркалов, который на этом посту, между прочим, всего три месяца работает, возмущается. Ладно, губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов (до своего назначения всю жизнь прослуживший в ФСБ, ФСО и МВД) негодует. Так возмущаются и те, кто ни к двум театрам, ни к Петербургу, ни к Ярославлю вообще никакого отношения не имеет. «Демократическая» общественность, так сказать.
А уж как глава «большого» Союза театральных деятелей Александр Калягин возмутился! Даже со спецзаявлением выступил, назвав решение об объединении «неожиданным и волюнтаристским». Так эксперименты всегда «неожиданные», а проект Национального театра - смелый, сильный эксперимент.
На самом же деле - будем откровенны - большинству возмущающимся наверняка глубоко наплевать на это объединение. Они просто, воспользовавшись формальным поводом, устроили «охоту на Мединского», как двумя днями ранее увлеченно «охотились» на Фурманова. Столкнулись два взгляда на театры - прогрессивный и ретроградный. Тот же Калягин - типичный ретроград, и в силу своего советского опыта, и в силу возраста. Но почему из-за него и таких, как он, все театры огромной страны должны остановиться в развитии?
Совершенно очевидно, что старая модель управления театральной сферой давно устарела. Как устарели - причем в буквальном смысле - и агрессивные ее сторонники, дружной толпой собравшиеся под знаменем СТД - Калягин в Москве, супруги Новиковы и примкнувший к ним Буров в Петербурге. Они просто не понимают, что Советский Союз давно закончился. Они по-прежнему там, глубоко в 70-х.
Правда, слова «деньги» и «бюджет» для подобных товарищей - далеко не пустой звук. Есть подозрение, что всё это «общественное» бурление вокруг приказа Мединского связано с тем, что министр наступил на кое-чьи финансовые интересы. Ведь при объединении двух театров произойдет и перераспределение финансовых потоков. А «потоки» очень волнуют этих людей. А может, кто-то из возмущающих уже положил глаз на здание в Москве, которое когда-то начинал строить Олег Табаков и которое так и не было введено в эксплуатацию, - теперь оно перейдет в ведение нового театра.
В общем, «пострадавших» от объединения двух театров может быть немало. Но ведь сколько будет выигравших!
Петербургский и ярославский театр теперь смогут показывать свои спектакли в Москве, в собственном здании. И столица наконец увидит новые, не замыленные в сериалах и ток-шоу, актерские лица.
Будет и творческий обмен между самими театрами. Ну чем плохо, если в Ярославле сыграют актеры из Петербурга? И наоборот - если в Ярославль приедут знаменитые режиссеры, которых до недавнего времени мог себе позволить пригласить только Александринский театр? Да в конце концов, если те, кто работает в этих театрах, выйдут на новый уровень жизни? Потому что, как ни крути, а провинциальный театр не имеет таких возможностей, как столичный.
Ну а Александринка только еще больше наберет обороты - фестивальные, образовательные, просветительские.
Кому-то это кажется ужасным? Может, просто завидуют?
Анна ТАРАСОВА,
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»