В свой юбилейный, пятидесятый сезон театр «Суббота», последние году существовавший настолько тихо, что его как будто и не было на театральной карте города, вдруг сыграл премьеру, которую можно смело назвать хитом. По крайней мере скромные стены театра на Звенигородской теперь слышат то, чего давно не слышали: зрители кричат «браво!». И кажется, даже актеры несколько шокированы таким успехом. Но ничего, пусть привыкают. Не все же жить былой славой, главной составляющей которой являлись воспоминания о том, что именно в «Субботе» начинал свой творческий путь Константин Хабенский.
А возможной новая жизнь стала благодаря тому, что театр стал приглашать режиссеров «со стороны». Так появился в «Субботе» Андрей Сидельников, и первый же его спектакль «Ревизор» здесь «выстрелил» настолько точно, что поражено оказалось сразу несколько целей. Это ведь сегодня большая редкость, чтобы спектакль был рассчитан на массового зрителя и при этом не был бы глупой поделкой. Потому что как раз с комедиями у нас в городе как-то не складывается. Страдать вместе с Достоевским и Шекспиром у режиссеров в основном получается, а вот талантливо и остроумно развлечь публику - не очень.
Кто-то, конечно, может сказать, что «Ревизор» - это же не просто комедия, это «над кем смеетесь?». Гоголь, классика, язвы общества и всё такое. Ну да, классика. Но, как выясняется, и она вполне может быть легкой, смотрибельной и не нагруженной лишним смыслом. Вполне достаточно того, что уже сказал Гоголь.
Хотя новый спектакль все-таки не обошелся без модного осовременивания. Режиссер сам придумал некоторые реплики, которые вполне органично вписываются в гоголевский текст. Да и почему бы яме за забором не быть вечным котлованом под строительство стадиона, гусям в приемной судьи не стать символом импортозамещения на фоне санкций, Хлестакову не мечтать ехать с мигалкой, а Городничему - «в Питере - жить»? Суть-то от этого не меняется, меняются только внешние атрибуты.
Вот и начинается спектакль с пресс-конференции, на которой Городничий (Максим Крупский) в красном галстуке, с перстнем и золотыми часами, удивительно похожий одновременно на современных представителей власти, влиятельных бизнесменов и телеведущего Андрея Караулова, объявит о том, что в город приехал ревизор. И картинка эта просто до боли знакома - баннер понятно какого цвета, таблички с фамилиями, микрофоны на столе, вечно испуганные лица чиновников, ждущих нагоняя от «хозяина». Что XIX век, что XXI - атрибуты поменялись, суть та же.
Зато Добчинский с Бобчинским (Иван Байкалов и Григорий Сергеенко) сменили профиль деятельности. Эти люди в черном - и охрана, и телеведущие канала «Э» - «Эксклюзив с Петрами Ивановичами», разносящие сплетни, и становятся виновниками путаницы, когда за ревизора принимают застрявшего в городе Хлестакова.
Добчинский, поразительно похожий лицом на депутата Госдумы от Петербурга Михаила Романова (на фото он - «конвойный» справа), и Бобчинский, внешне очень напоминающий депутата ЗакСа Андрея Анохина (на фото он - «конвойный» слева), по мере развития действия становятся всё страшнее, и вот уже именно они «решают» вопросы с теми, кто неугоден. Пистолеты в пиджаках, кстати, есть почти у всех персонажей «Ревизора» по версии «Субботы».
Сценографию к спектаклю придумал Николай Слободяник, и ему удалось практически невозможное - создать на площадке размером с комнату ультрасовременное пространство. Телевизионные экраны, барная стойка, душевая кабина, раздвигающиеся стены - всё это вполне могло бы быть декорациями к спектаклю, например, Богомолова. Он тоже любит экраны, камеры и барные стойки - масштабы только другие. Так что сценография «Ревизора» ассоциации явно навевает.
И вот в этом пространстве крутят педали на велотренажерах с названием «Русь» жена и дочь Городничего, ест лапшу «Доширак» пока еще не ставший Ревизором Хлестаков и готовится «занести» взятку в коробке из-под ксерокса сам Городничий. Просто кадры из криминально-светских новостей НТВ.
Социальная острота уходит на второй план, когда Хлестаков появляется уже в качестве ревизора. Владислав Демьяненко играет своего персонажа так, как будто это не Хлестаков, а Недоросль. Его Хлестаков - не носитель зла и пороков, он просто безвредный любитель развлечений: дают денег - бери, взял - беги. И заодно тапочки прихвати - как будто съезжаешь из турецкого отеля.
Ну а когда появляется настоящий ревизор - начинается уже совсем другая история. «Ружье, висевшее на стене» - вернее, пистолеты из чиновничьих пиджаков - как и положено, стреляет. Но этот страшный финал только намек на то, что всё совсем не так весело, как кажется.
Кто хочет - задумается, над кем смеялся. Кто не хочет - просто получит удовольствие от легкого, с музыкой и танцами, с фантазией придуманного спектакля. Который так и просится на большую сцену. Чем возить из Москвы в питерские ДК примитивные «звездные» антрепризы, билеты на которые стоят немало, может, стоит поддержать «местного производителя»?
Анна ТАРАСОВА,
интернет-журнал «Интересант»
Фотографии предоставлены пресс-службой театра «Суббота». Автор фото - Михаил Григорьев