В Центре Михаила Шемякина в Петербурге открылась, пожалуй, самая экстравагантная выставка сезона. Знаменитый художник, создавший почти пятьдесят лет назад «Воображаемый музей» для изучения различных форм творчества, в рамках этого проекта представил экспозицию «Пеленание, бинтование и укутывание в искусстве». Мир как артобъект в цепях, бинтах и путах вызывает самые разные чувства. От отторжения до умиления. Но на то и современное искусство, чтобы не нести однозначного посыла.
От фараонов до автомобилей
Всего же на выставке в Центре Шемякина представлено 600 изображений, помещенных в сто рам. И на всех этих изображениях - перетянутые, перебинтованные, закованные в цепи и спрятавшиеся в складках ткани предметы и люди. Если руководствоваться посылом создателей выставки, то «упаковано» может быть практически все. От древнеегипетских мумий до автомобилей и зданий. И предстают они в экспозиции «во всей красе» - на огромных черно-белых фотографиях и мумии фараонов, и «Танец скелетов в Судане», где перебинтованные дикари изображают тех самых скелетов, и деталь фасадной скульптуры, прикрытой каменным лоскутом, на здании в бельгийском Льеже, и урбанистический пейзаж с замотанным небоскребами, и упакованный как подарок автомобиль, и просто задрапированная белой тканью стена. И еще много мелких работ, на которых примерно то же самое.
Только вот исполнение то же, а смысл изображенного разный. И именно этот смысл и занимает Шемякина-исследователя. Потому что вид перевязанного тела и предмета может вызвать и страх, и агрессию, и любопытство, и надежду. А бинт может служить и для спасения, и для ограничения свободы, и для «затыкания рта». На выставке прослеживается, как менялась функция «бинтования» во временах и культурах - от утилитарной до концептуальной.
Разговор с мумией
К тому же бинту можно относиться по-разному. Для одних он может стать спасением от боли, а для других - возможностью спрятаться от посторонних глаз. Или наоборот, помочь вступить в коммуникацию с человечеством. Образ Человека-невидимки, который обматывался бинтами, чтобы стать видимым, - тому пример.
А еще опутывающие тело веревки прекрасно выделяют форму тела, упрощая и обобщая ее. Таких изображений на выставке тоже немало. Обмотанные лентами танцовщицы на них выглядят вызывающе, чего собственно и добивались.
Но одними изображениями дело не ограничилось. Специально для выставки Шемякин собирал по барахолкам и библиотекам книги, в которых так или иначе говорится о перевязывании и бинтовании. Эти книги лежат на столах, и есть среди них и трактат о мумиях, и сборник по психологии, и инструкция по завязыванию галстуков, и «Разговор с мумией» Эдгара По. В каждой в нужных местах - закладочки, и открыв книгу, с удивлением можно обнаружить кое-что о бинтовании-пеленании даже в сборнике статей лауреата премии «Большая книга» современного российского писателя Евгения Водолазкина.
Мистификация или наука?
Для случайного посетителя всё это, конечно, забавно, но не слишком информативно. А вот для исследователей искусства, каким и является Шемякин, все выставочные экспонаты станут поводом для размышления - о том, как менялся тот или иной «бинтовально-завязывательный» прием. Внимательно изучив и систематизировав материал, разложив его по своим знаменитым папочкам, которых на сегодняшний день насчитывает более семисот, Михаил Михайлович предоставит художникам готовый научный материал. Который, как он надеется, поможет им «не повторяться, а может быть, узреть что-то новое и создать свое».
По этому поводу в рамках выставки будут проходить круглые столы и дискуссии, выставка работ художников, затрагивающих «бинтовую» тему, и даже моноспектакль-триллер «Офелия в бинтах». Оказывается, при желании в искусстве можно найти все что угодно - хоть бинты, хоть веревки. И сделать из них предмет научных изысканий.
Правда, для этого нужно быть по крайней мере Шемякиным. Который, кажется, и сам это понимает: в документальном фильме, который демонстрируется на выставке «Пеленание, бинтование и укутывание в искусстве» в режиме нон-стоп, он устраивает акцию - заматывает полоской ткани бутылку и спрашивает: сколько это будет стоить, если я подпишу? Ну а дальше каждый решает сам - отнестись к представленной экспозиции всерьез или считать ее талантливой мистификацией.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»
Фото автора