Если выглянуть в одно из окон Российской национальной библиотеки, то на другой стороне Невского проспекта, в доме 54, где когда-то размещалось знаменитое фотоателье Карла Буллы, сегодня можно увидеть Музей фотографии его имени. Памятник фотографу, прототипом которого тоже послужил Булла, на Малой Садовой из этих же окон разглядеть сложнее. Зато в самой библиотеке открылась выставка работ «отца фоторепортажа» Карла Карловича Буллы и его сыновей, первые из которых датированы концом XIX века, а последние - 30-ми годами XX века. И это настоящая история страны, без художественных домыслов и инсинуаций, рассказанная честным языком фотографии тех времен, когда еще не было технической возможности приукрасить действительность. Потому этим снимкам однозначно можно верить. Так же как и истории этой династии, которая, как сказали на открытии выставки ее организаторы, «была истерзана» и уничтожена.
Потомственный почетный гражданин
Как оказался в Петербурге прусский мальчик Карл Булла, до сих пор неизвестно. Но уже в 1875 году, двадцати с небольшим лет от роду, он открывает в северной столице первое собственное фотоателье. И в условиях жесткой конкуренции - а в те годы это был очень популярный «бизнес» - его фотосалон не только выживает, но и становится модным местом. Девиз Буллы: «Снимать, не дожидаясь, пока все приготовятся» оказался очень действенным - клиенты его ателье выглядели на снимках непринужденно и естественно. Поэтому и стояли к нему очереди. А в 1876-м Булла принимает российское гражданство, и с тех пор карьера его идет только в гору.
Но, конечно, только портретная съемка, хоть и была основным источником дохода, никогда не принесла бы ему столько славы, как те фоторепортажи, которые он стал делать, выйдя на улицы с громоздким оборудованием. Именно в это время становится возможным печатать фотографии в прессе, и именно Булла со своими снимками становится главным их поставщиком для газет и журналов, которые благодаря в том числе и иллюстрациям стали выходить сумасшедшими тиражами. А так как Булла, судя по всему, обладал еще и репортерским чутьем, он всегда оказывался в нужное время в нужном месте. От нищих окраин до императорских дворцов. Он становится «фотографом Императорского двора» и получает разрешение снимать практически любое, даже секретное событие. Слава его растет, благосостояние тоже - и в начале века он приобретает то самое фотоателье на Невском, 54. Там же будет находиться квартира его семьи - семьи потомственного почетного гражданина Петербурга. Это звание Карл Булла получил в 1910 году, после того как сделал серию снимков сиротских домов. То есть почетными гражданами автоматически становились и его сыновья - Виктор и Александр. И они это звание оправдали - младший сын Виктор был одним из первых военных фотокорреспондентов, участвовал в Русско-японской войне, был награжден медалью «За храбрость». А потом снимал революционные события. Одна из фотографий - расстрел демонстрации в 1917 году - сделана с крыши Пассажа, и на заднем плане видна как раз та самая тогда еще Императорская библиотека, в которой сегодня выставляются снимки династии Булла. Кстати, до 1910-го фотографии выходили под общей подписью - «Ателье Булла», и только позже у каждой появился свой автор.
Фотографы «смольнинского двора»
И Виктор, и Александр стали тоже своего рода «фотографами двора», только не царского, а если можно так сказать, «смольнинского». Они были допущены до революционных вождей. Знаменитый портрет Ленина, на котором у него очень «человеческое» лицо, - их работа. И даже фотоателье на Невском позже стало называться «фотоателье президиума Леноблисполкома».
Но никакие заслуги перед советской властью не смогли уберечь братьев. Со своими почетными гражданами Ленинград расправился в духе времени - Александр был арестован, сослан и вскоре умер, Виктор по доносу коллеги также был арестован и расстрелян в 1938-м как «германский шпион». Их отец - Карл Булла - этого уже не узнал - он умер в 1929-м. Сын Виктора - Юрий - был фотокорреспондентом газеты «Ленинские искры» и погиб на Ленинградском фронте в 1941-м. На нем оборвалась династия фотографов Булла. Поэтому так важны усилия людей, которые собирают творческое наследие семьи Булла. Ведь именно благодаря этим снимкам мы можем увидеть, как жили наши предки - и знаменитые, и никому не известные.
Вот и часть фотографий, представленных на выставке, до недавнего времени находилась в частных руках. И только сейчас их впервые показали публике. Как ни странно, многие снимки хорошо сохранились. И пусть на них только «черно-белая жизнь», но это - настоящая жизнь, а не нынешний красочный фотошоп, который вряд ли даст реальное представление о сегодняшней жизни уже нашим потомкам. Почувствовать эту разницу можно на выставке в Российской национальной библиотеке, которая продлится до конца ноября.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»