Первый мемориальный музей России, открытый в честь конкретного человека - генералиссимуса Суворова - в начале прошлого века в Санкт-Петербурге, в этом году отмечает 65-летие своего воссоздания. Закрытый в 1918-м, лишь в 1951-м музей снова открыл свои двери. Потом был десятилетний капитальный ремонт, в ходе которого по старым фотографиям удалось восстановить исторический интерьер и создать новую экспозицию, посвященную великому русскому полководцу. В 2004-м - к столетию музея - на главную башню здания была возвращена скульптура орла.
Долгожданный портрет
65-летие своего воссоздания музей опять встречает в лесах. Но реставрацию, как обещал председатель Комитета по культуре Константин Сухенко, присутствовавший на юбилейных торжествах, в этом году закончат. Во многом благодаря усилиям директора музея Владимира Гронского, который, как рассказал Сухенко, настаивал и требовал, чтобы работы были выполнены качественно и вовремя. Также представитель Комитета по культуре заверил, что на «юбилейных усилиях» город не остановится, а значит, можно ждать новых открытий и находок.
Хотя главное открытие публике, кажется, уже продемонстрировали - воссозданный в Институте антропологии по посмертной маске облик Суворова. Пока только в карандашном рисунке. До этого момента, несмотря на большое количество прижизненных портретов военачальника, как точно он выглядел, сказать было нельзя. Слишком разными были портреты. А профиль на ордене Суворова вообще рисовали с актера Николая Черкасова, сыгравшего генералиссимуса в фильме 1940 года. Посмертная маска тоже не дает полного представления о том, как выглядел национальный герой. В мае 1800-го, когда Суворов умер, ему было 69 лет, и это был глубоко больной человек. В Институте антропологии решили восстановить облик сорокалетнего полководца - в самом расцвете сил. Вот что рассказала руководитель лаборатории института Елизавета Веселовская, непосредственно занимавшаяся воссозданием облика:
- В нашей лаборатории мы обычно восстанавливаем облик на основе черепа, но здесь мы работали с посмертной маской, что несколько усложнило задачу. Поэтому форму головы мы определить не могли. Опять же после смерти происходит изменение некоторых черт лица. Но мы исходили из тех характеристик, которые не меняются, - расположение уголков глаз, например. Так что соблюдены все пропорции, и получились абсолютно реальные черты, индивидуализирующие лицо. Только прическу мы придумали сами, уже опираясь на прижизненные изображения Суворова.
И вот с портрета, который, как сказал директор музея Владимир Гронский, мы ждали 65 лет, на нас смотрит не измученный жизнью старец с мелкими чертами лица, а большеглазый почти что красавец, способный, чувствуется, и Альпы перейти, и французов победить.
Безупречный герой
Переходу Суворова через Альпы и была посвящена другая часть юбилейных мероприятий. А именно фильму, созданному при содействии музея и консульства Швейцарии в Петербурге, которое в этом году тоже отмечает юбилей - 200-летие присутствия в нашем городе. Называется эта художественно-документальная картина «Суворов. Альпы. 200 лет спустя», и снималась она в местах «боевой славы». То есть съемочная группа, одевшись в костюмы того времени, прошла весь путь, который преодолели войска Суворова в сентябре 1799 года. И, как заметили создатели фильма, после его показа в Военно-историческом обществе у историков не было ни одного замечания.
Кстати, в Швейцарии, где снималась большая часть картины, до сих пор культ Суворова. Его войска пробыли там всего три недели, а в стране масса памятников Суворову и посвященных ему музейных экспозиций. В одной из них хранится подаренное Суворовым швейцарцам знамя. Интересно, что в фильме сыграл Суворова его швейцарский «двойник» - человек, который не только внешне похож на генералиссимуса, но и занимается изучением его жизни и подвигов.
Что же касается собственно похода, то создатели картины также постарались развенчать некоторые мифы и представить правдивое изображение происходившего в 1799-м. Вот, например, на знаменитом полотне Сурикова русское войско сплошь хорошо обуто, на самом же деле солдаты были в самодельной обуви, портянках, а то и босиком. Лошадей сбрасывали вниз, так как они мешали на крутом подъеме. И «переход» был не один, а целых семь спусков и подъемов, во время которых погибло почти пять тысяч человек, и в основном в результате падений. В результате из 20 тысяч российских солдат на родину вернулись 15 тысяч. При этом кампания была неудачной - французов победить не удалось. Но эта неудача принесла русских войскам больше чести, чем самая блистательная победа. «Классический пример военных действий», «апофеоз русского оружия» - так называли этот переход современники Суворова.
Наши же с вами современники сегодня борются за канонизацию генералиссимуса. У русского воинства должен быть еще один небесный покровитель, уверены в музее.
- В бункере Сталина в Куйбышеве, ныне это Самара, висел портрет Суворова, - говорит Владимир Гронский. - Это неслучайно. Александр Васильевич - безупречный герой, безупречный победитель. Ни одного поражения. Шестьдесят сражений и только победы. И сегодня оборонка - это вершина экономики страны. Страна живет, развивается и по-суворовски побеждает.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»