У петербуржцев и гостей города остался всего месяц, чтобы посетить выставку, на которой представлена всего одна картина - полотно Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну». Вернее, собственно картину они смогут увидеть и в дальнейшем - она принадлежит Государственному Эрмитажу. А вот оценить вложенные в реставрацию картины труды можно только на выставке из цикла «Возрожденные шедевры», где представлены все этапы работы реставраторов, постаравшихся воссоздать первоначальный вид картины с непростой судьбой.
Смена имени как двигатель успеха
Сведения о жившем в XV веке выдающемся нидерландском художнике Рогире ван дер Вейдене обрывочны и противоречивы. Никто не может точно назвать год его рождения, информация о детстве, юности и творческом становлении будущего классика Северного Возрождения тоже весьма скудна. С образованием Роже де ля Пастюра - именно такое имя на старофранцузском получил будущий Рогир ван дер Вейден - тоже полная неразбериха. Но искусствоведы склоняются к тому, что Роже-Рогир учился-таки в университете - его глубокие знания богословия говорят в пользу этого предположения.
Зато точно известно, что художник был женат на дочери брюссельского сапожника и у них было четверо детей. В Брюсселе он и прожил большую часть своей жизни, с чем и связана перемена его имени - с французского художник перевел его на нидерландский, на котором говорили в этом городе. И не зря - ставший Рогиром Роже получил статус официального городского живописца и не был обделен заказами. Он вообще представлял собой новый тип живописца - успешного, состоятельного, дружащего с властью. И это все прекрасно, но для того, чтобы оставить свой след в истории, - маловато.
Шедевр в четырех экземплярах
Прославился же дер Вейден тем, что в своих работах концентрировался на внутреннем мире человека. Все персонажи его картин - носители яркой индивидуальности. Фон, задний план его не слишком интересуют, а вот человек со всеми его эмоциями и переживаниями - очень даже. Причем это касается не только обычных людей, но и библейских персонажей. Так, главный шедевр дер Вейдена и один из главных шедевров живописи XV века - полотно «Снятие с креста» - потому и оказывает такое воздействие на зрителей: эмоции здесь показаны прежде всего человеческие. Что нарушало принятые каноны, но вызывало гораздо больше сопереживания.
Ну а самый загадочный шедевр дер Вейдена - это, конечно же, тот самый «Святой Лука, рисующий Мадонну». По легенде, евангелисту Луке никак не давался образ Мадонны, и тогда она явилась к нему сама. С тех пор Лука и считается покровителем художников. И в этом никаких тайн нет. Тайны начинают с того момента, как дер Вейден взялся за кисть, чтобы запечатлеть рисующего Луку.
Судя по всему, художник не ограничился одним полотном - кроме эрмитажного насчитывается еще по крайней мере три аналогичных. Они находятся в Бостоне, Мюнхене и Брюгге.
«Автопортрет» с Мадонной?
В Эрмитаж же «Святой Лука» попал еще в XIX веке, причем частями. Почему в свое время кто-то «распилил» картину, неясно, но специалисты объясняют такое негуманное отношение к произведению искусства коммерческой выгодой - по частям полотно было легче продать. И первой в 1850 году была приобретена часть, на которой изображен Лука с карандашом в руке и листом бумаги. Через 34 года была куплена другая часть - с Мадонной и младенцем. О том, что это одной целое, догадались, только когда части соединили. К тому же изображения были на дереве, в Эрмитаже их перевели на холст. И это все счастливая случайность, части картины вполне могли «разъехаться» по разным коллекциям и никогда не воссоединиться.
Но они воссоединились в Эрмитаже, и после этого сто с лишним лет картина не реставрировалась. За это время, естественно, краски поблекли, восприятие картины изменилось. Несколько лет назад Экспертный совет Эрмитажа решил вернуть полотну краски, присущие ранней нидерландской живописи. При этом, как рассказал художник-реставратор Валерий Бровкин, проведший кропотливую работу по восстановлению первоначального облика полотна, картина была в довольно приличной сохранности - художники из гильдии Святого Луки, проводившие первую реставрацию, за качество отвечали перед своими коллегами. Поэтому после всех исторических катаклизмов и «разрезаний» мелкие недочеты вроде осыпаний краски существовали, но их было не так много.
Сегодня же, после работы современных реставраторов, которая длилась два года, картина предстала во всей своей красе. Мы видим полностью раскрытый авторский экземпляр XV века. На котором проявились невидимые до этого детали - фактура покрывала Богородицы, чернильница на столе, фигурки Адама, Евы и дьявола с запретным плодом в резьбе на троне Богородицы, даже капелька молока у рта младенца, ранее скрытая лаком. Кстати, предполагают, что в облике святого Луки дер Вейден изобразил самого себя. Так что и «автопортрет» классика живописи теперь выглядит по-другому.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»