Французы считают, что гением можно назвать человека, только когда после периода расцвета его творчества прошло сто лет. Если и через сто лет произведения по-прежнему представляют ценность, значит - гений. А раньше таких оценок давать нельзя. Мы, конечно, не французы, но насчет столетия можем с ними согласиться. Тем более что прошло почти сто лет с тех пор, как в молодом советском государстве зародился конструктивизм - течение в искусстве, заложившее основы всех модных веяний того времени. И, как выяснилось на открывшейся в Шереметевском дворце выставке «Мода - народу! От конструктивизма к дизайну», эти веяния актуальны и сегодня. То есть основоположники конструктивизма - гении. Ну или где-то рядом.
Мода в стиле revolution
Все знают, что знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница» создала скульптор Вера Мухина. Однако о том, что она была одним из первых модельеров советского государства, законодателем моды для тех самых рабочих и колхозниц, известно немногим.
«Искусство должно принадлежать народу!» - именно такой лозунг выдвинули в начале 1920-х годов конструктивисты Александр Родченко, Варвара Степанова, Надежда Ломанова, Вера Мухина и их единомышленники. И стали двигать искусство в народ. Причем даже на уровне моды.
Это вообще малоизвестная страница истории становления СССР. Как ни странно, в период голода, разрухи и Гражданской войны страна вплотную занялась модными тенденциями, в которых, как и во всех остальных сферах жизни, пыталась найти свое, «коммунистическое» лицо. И конструктивисты тут попали в тему. Жесткие линии, геометрические фигуры, бело-красные оттенки - все как нельзя лучше «ложилось» на революционные настроения.
Леди Гага - плагиатор?
Причем были это не отдельные изделия, а изготовленные в промышленных масштабах. Удивительно, но, в отличие от благополучного сегодняшнего дня, в тяжелые двадцатые годы работали советские фабрики и заводы, где на поток было поставлено производство модной одежды. И развивалось оно такими темпами, что уже в 1925-м представителей модной индустрии советского государства пригласили на выставку «Арт-Деко» в Париж. И там они получили Гран-при.
И было за что. Советские художники к тому времени не только создали собственный стиль одежды, они опередили весь мир, научив его кроить не по косой, на что уходило много ткани, а по прямой. Они представили новые рисунки для тканей и оригинальные изделия.
Было на выставке даже платье из хлеба. Не зря ведь говорят, что всё новое - это хорошо забытое старое. Так что Леди Гага не оригинальна со своим «мясным» платьем, все эта «продуктовая» тема в одежде существовала еще задолго до появления поп-музыки.
Но особым спросом модели конструктивистов пользовались у спортсменов. Участники многочисленных спортивных парадов, одетые в одинаковую форму, - идеально одинаковые люди в идеально одинаковой одежде, - мечта любой тоталитарной власти.
И в пир, и в мир, и на футбол
Все эти модели можно увидеть на выставке в Шереметевском дворце, и впечатления от нее - как от современного показа мод. И почти через сто лет они - как последний писк моды. Но чтобы сомнений в том, что всё это действительно производилось и носилось век назад, рядом с моделями поместили старые фотографии, на которых можно увидеть различных, в том числе очень известных, персонажей начала ХХ века именно в такой же одежде. На них - и главный революционный модник Владимир Маяковский, и его возлюбленная Лиля Брик, и просто «рабочие и колхозницы».
Хотя некоторые экземпляры приобретают другое значение. Например, красно-белое платье сегодня вполне подошло бы какой-нибудь болельщице хорватской футбольной команды. Правда, у хорватов - квадратики, а у модели - полоски, но общая тенденция налицо. Только вот сто лет назад такое платье был сделано для героини спектакля «Смерть Тарелкина» мадам Брандахлыстовой - конструктивисты распространяли свое направление во всех смежных жанрах, в том числе в театре, - а сегодня его можно было бы надеть на футбол. То есть приоритеты сместились, наряды остались примерно теми же.
Единственное, о чем надо предупредить потенциальных посетителей выставки «Мода - народу!», - все модели созданы современными мастерами. Это не платье Лили Брик и не костюм Родченко - это их копии. Но главное - что они действительно существовали и сегодня несут совсем другую информацию - отнюдь не о модных тенденциях. А о той стороне революционной жизни, про которую не прочитаешь в учебниках и которую редко увидишь на экране, но которая тем не менее была одной из составляющих истории страны.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»
Фото автора