Министерство культуры определилось со списком претендентов на господдержку в области игрового авторского и экспериментального кино. Очень немногие заявки позволяют надеяться на то, что российский кинематограф все-таки еще жив. В остальном результат предсказуем: всё те же авторы, всё те же лица, всё те же старые по тематике «эксперименты». Между тем в резерве оказалось много интересных замыслов.
Два успеха петербуржцев
В итоговом протоколе заседания Экспертного совета по игровому авторскому и экспериментальному кино значатся 10 одобренных проектов и 25 резервных, имеющих хоть какие-то шансы на поддержку из государственного бюджета.
Начнем с самого приятного и интересного. Будут выделены субсидии на два фильма петербургских режиссеров. Это картина «Огонь», рассказывающая о контактах землян и пришельцев из космоса. История необычна тем, что ее снимет не кто иной, как худрук Александринского театра Валерий Фокин. А режиссер Влад Фурманов в своем фильме «Родитель» расскажет историю борьбы матерей и отцов за жизнь своих детей, попавших в западню наркомании. В ленту приглашены Мария Шукшина, Мария Миронова и Михаил Пореченков.
Среди фильмов, за которые стоит держать кулаки, есть - о чудо! - даже несколько лент, посвященных актуальным проблемам духовности.
Безусловным фаворитом питчинга Минкульта стала картина Михаила Брашинского «Волны». Режиссер рассказывает историю запутавшейся молодой пары, которая, следуя модному ныне дауншифтингу, оставляет привычный городской ритм жизни и перебирается жить в деревню. Тяга к экологии в итоге приводит героев в секту, откуда так сложно вырваться. В проекте принимают участие специалисты по сектоведению из Русской православной церкви.
Юрий Кузнецов, Дарья Мороз и молодая актриса Варвара Шмыкова заявлены в проекте режиссера Натальи Кудряшовой «Ксения», представляющего собой киноописание жизни святой блаженной Ксении Петербургской. Создатели подчеркивают светский характер картины и отсутствие буквального следования церковной истории. Тем не менее на съемочную площадку также приглашены консультанты из Церкви.
Но этот проект пока числится только в резерве, как еще один, посвященный трагической истории нашей страны и духовности. Речь идет о ленте Веры Сторожевой «Мария», действие которой разворачивается в первую военную осень, когда юной комсомольской активистке приходится принять участие в транспортировке в фактически осажденную Москву иконы, которая может своим заступничеством помочь спасти столицу от немцев.
Конечно, вряд ли вышеперечисленные проекты станут кассовыми хитами - наша публика отучена от серьезных тем. И еще одна лента из резерва точно не соберет в прокате денег, но она проходит по особому разряду. В 2010 году режиссер Владимир Дубровицкий снял экранизацию чеховского «Иванова». Тонкая драматургия, звездный состав - Екатерина Васильева, Богдан Ступка, Ольга Волкова, Евгения Добровольская, Владимир Ильин, Валерий Золотухин, Эдуард Марцевич, Анна Дубровская. Даже одиозный Алексей Серебряков в этой ленте ничего не испортил. Спустя десятилетие - новый заход Дубровицкого на вечную классику. В этот раз заявлена к производству экранизация «Вишневого сада». Поддержка такого рода проектов - дело чести Министерства культуры.
Тиражирование талантов
К сожалению, вышеперечисленными названиями добрые вести с полей российского кино пока и ограничиваются. Дальше начинаются сплошные слезы.
Было бы несправедливо утверждать, что среди раскрученных имен попадаются одни лишь блатные бездари. Это не так. Но если тот или иной актер или актриса «поймают волну», то продюсеры начинают использовать их в хвост и в гриву. Яркий пример - творческая судьба так хорошо начинавшего Александра Петрова, который превратился в итоге в карикатуру на самого себя. И есть серьезные опасения, что такая же незавидная судьба уготована многим другим звездам.
Пример на поверхности - Анна Михалкова. Ее имя в последние годы буквально затаскано - и в ближайшем будущем такое положение не изменится. Она может появиться в проекте режиссера Кирилла Соколова, снявшего в прошлом году омерзительную «комедию» «Папа, сдохни!». Новый фильм называется «Без оглядки» - это история вышедшей из зоны женщины, чью мать играет Михалкова. Еще актриса заявлена в фильме Александры Стреляной «Новое чудо».
Среди других вездесущих актеров, на которых выезжают серые режиссеры, назовем Сергея Безрукова - он засветится в фильмах «Белый кит» и «Папы». В последнем вместе с Безруковым сыграют также Евгений Миронов, Дмитрий Нагиев и Владимир Машков. И их имена - самое интересное, что есть в описании этой ленты, поверьте.
В нужное время в нужном месте
В остальных случаях дела обстоят вообще бледно. Создается впечатление, что претендентам достаточно назвать в заявках нужные слова - и уже можно претендовать на госфинансирование.
Прекрасный ветеран российского кино Светлана Дружинина, не успев доснять крымскую сагу своих «Гардемаринов», хочет приступить к работе над следующей, пятой частью франшизы. Режиссер Дмитрий Фикс предложил на питчинг детектив на тему холокоста под названием «Еврей» - и, конечно же, вошел в список десяти счастливчиков, которые получат бюджетные деньги. Недюжинными актерскими талантами на большом экране в очередной раз может сверкнуть Михаил Галустян: картина «Уволить Жору» посвящена волнующим перипетиям офисной жизни. А режиссер Ким Дружинин затеял очередной военный эпос, посвященный биографии военной летчицы Лидии Литвяк - фильм назван по ее фамилии. Всё бы хорошо, но предыдущие ленты Дружинина - «28 панфиловцев» и «Танки» - можно отнести к художественному кино только с большой натяжкой.
Итог очевиден: наше кино очень вяло реагирует на истинные потребности отечественного зрителя. В результате инициатива полностью находится на поле западных кинематографистов, которые, помимо прочего, заставили весь мир говорить о сериале «Чернобыль», а также подняли больную для России тему подводной лодки «Курск». Почему так происходит - этот вопрос стоит задать функционерам, которые принимают решения, какие фильмы будут в итоге поддержаны государством.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»