Способность удивлять - завидная особенность настоящего театра. Конечно, в том случае, если это приятное удивление. У Мариинского театра в случае с фестивалем «Звезды белых ночей» это получилось. Завсегдатаи театральных вечеров на набережной Крюкова канала смогли за последние недели не только отдать должное оперной мегазвезде Анне Нетребко, но и поприветствовать великого Пласидо Доминго, насладиться прозрачным сопрано Аиды Гарифуллиной, а также стать свидетелями первого сольного выступления 17-летнего Абисала Гергиева, сына Валерия Абисаловича, и на собственном опыте узнать, что же представляет собой Мариинский-5 (так называют филиал во Владикавказе).
О том, что к деятельности Мариинского театра причастны родственники худрука, известно всем. Сестра Лариса Гергиева опекает солистов Академии молодых певцов, племянник Заурбек Гугкаев идет по дирижерской стезе. И вот теперь впервые для столь широкой публики выступил сын - Абисал Гергиев. На «Звездах белых ночей» воспитанник одного из ведущих профессоров Санкт-Петербургской консерватории Александра Сандлера исполнил сочинения Шуберта, Шопена, Шостаковича и Рахманинова. Остается надеяться, что молодой музыкант сможет справиться с понятным повышенным интересом публики к своей личности, который не помешает ему на пути к профессиональным высотам.
Если у Гергиева-младшего всё еще впереди, то звезда Венской оперы Аида Гарифуллина, чья карьера во многом связана с Мариинским театром, уже имеет в своем активе массу творческих трофеев. В рамках «Звезд белых ночей» она выступила в красочной постановке Александра Галибина «Снегурочка».
Эту постановку отличают неординарные и зачастую вызывающие вопросы декорации эпического характера, масштабные массовые сцены, яркие образы и символы. На этом фоне просто хрустально пропеть знаменитое «С подружками по ягоду ходить» главной героине было бы явно недостаточно. Так что драматургический дар певицы проявился по полной программе: Гарифуллина взаимодействовала и с окружением, и со зрительской аудиторией самым проникновенным образом. Неудивительно, что именно на ее кандидатуру пал выбор голливудских специалистов, когда они подыскивали профессиональную оперную исполнительницу для участия в ленте «Флоренс Фостер Дженкинс», главную роль в котором сыграла Мэрил Стрип.
Как и подобает настоящей оперной звезде, календарь выступлений молодой исполнительницы расписан надолго вперед. 16 октября в Кремлевском дворце Аида Гарифуллина споет на вечере памяти Дмитрия Хворостовского, а в январе будущего года появится в образе Церлины в новой постановке «Дона Жуана» в Метрополитен-опере. И, конечно, ей предстоят многочисленные выступления на сцене ставшей родной для исполнительницы Венской опере.
Следующим подарком Мариинского театра для петербургской публики стало двойное выступление Пласидо Доминго. Великий испанец вышел на сцену в партии Жоржа Жермона в «Травиате», а после - дирижировал «Валькирией» в Мариинском-3.
Постановку «Травиаты» в Мариинском можно прямо назвать очень женской и декоративной - постарались режиссер Клаудиа Шолти и художник Изабелла Байвотер. Впрочем, и сама история блестящей куртизанки - это повествование о типичном женском несчастье. Голос исполнительницы партии Виолетты Валери Оксаны Шиловой был полон страсти и одновременно - в зависимости от происходящего на сцене - то искрящейся радости, то глубокой горечи. Выступать на одной сцене вместе с грандом оперы - та еще задача. И в этом смысле Шилова показала себя с наилучшей стороны.
Сам же Пласидо Доминго в этот вечер просто купался в восторгах зала. Каждое появление знаменитого тенора на сцене вызывало если не овации, то очень бурные аплодисменты. А сцена объяснения Жоржа Жермона и Виолетты, которая волей постановщиков разворачивалась в идиллически рассекающей водную гладь лодке, едва ли уступила по накалу страстей трагическому финалу оперы.
Вполне понятно, что волнение и благоговение зрительного зала передалось и артистам, которые страшно волновались. Исполнителя партии Альфреда Жермона Миграна Агаджаняна на поклонах в прямом смысле ноги не несли - а ведь это было еще и первое выступление исполнителя в постановке. Великий Доминго так явно переживал за молодого коллегу, что финальная овация выглядела даже трогательной.
Вслед за мини-гастролями Пласидо Доминго на «Звездах белых ночей» случилось другое, не менее значимое, событие - со стратегической точки зрения уж наверняка. В Петербург приехала Мариинка-5 - филиал нашего театра во Владикавказе, объединивший Северо-Осетинскую государственную филармонию и Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия - Алания. Этому проекту еще нет и года, но всё же демонстрация некоего творческого отчета в «метрополии» вполне назрела.
На сцене Концертного зала Мариинского театра осетинские танцовщики показали свою июньскую премьеру - балет «Портрет Дориана Грея» в хореографии Валерия Суанова. Прямо скажем, не самый ожидаемый ход со стороны коллектива с богатым этническим наследием.
Представление вызвало массу эмоций. Петербургская публика горячо и заинтересованно приняла спектакль, а исполнитель заглавной партии Аслан Хугаев показал себя очень перспективным артистом, которому прикосновение к прославленной мариинской школе балета, несомненно, пойдет на пользу.
Традиционные же осетинские танцы зрители смогли увидеть на представлении первой в истории Осетии оперы Христофора Плиева «Коста», посвященной классику осетинской литературы Коста Хетагурову. Зрелище было крайне волнующим, особое удовольствие слушатели испытали от хоровых и ансамблевых сцен - мощных, самобытных, пронизывающих до костей. Среди солистов отметим исполнителя заглавной партии Дзамболата Дулаева, Ирину Гагитэ в партии Матери, Инару Козловскую, создавшую образ возлюбленной поэта - Анны Цаликовой. Творческий десант из Владикавказа удачно дополнила Анна Кикнадзе, ставшая в спектакле Голосом Земли.
Демонстрация возможностей Мариинского-5 в Санкт-Петербурге была весьма своевременной. Во-первых, классическое музыкальное искусство времен СССР стало для новых поколений зрителей настоящей terra incognita. Между тем этот период был богат на незаслуженно забытые шедевры. Во-вторых, экспансия в кавказский регион Мариинского театра, по мнению художественного руководителя филиала Ларисы Гергиевой, поможет улучшить непростое положение дел и даст толчок развитию Международного Кавказского фестиваля Мариинского театра, который впервые прошел в сентябре прошлого года.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»
Фотографии предоставлены пресс-службой Мариинского театра. Авторы фото - Валентин Барановский и Наташа Разина